Получение квартиры после похорон

Опубліковано: 13 Жов. 2007

Получение квартиры после похоронВ Киеве можно въехать в квартиру, уплатив за неё в три раза дешевле, а новоселье в этом случае совпадёт с похоронами. Никто никого не обманывает: в столице успешно действуют особые посреднические фирмы. Трижды в день по радио идёт реклама, предлагающая пенсионерам договор пожизненного содержания.

Проникновенный голос обещает «подъёмные» от 25 тыс. грн., ежемесячные выплаты от 400 грн., оплату коммунальных счетов. Взамен надо уступить жильё. Впрочем — после смерти, когда оно уже ни к чему.

На таком деле в Киеве пока специализируются две коммерческие фирмы: Центр социальной защиты и помощи пенсионерам и «Ирина», относящаяся к общественному «Союзу организаций инвалидов Украины». Они сводят нуждающихся пенсионеров и обеспеченных клиентов, желающих приобрести недвижимость по дешёвке.

Дальше будет больше

По словам руководителя Центра социальной защиты Сергея Шарапова, после заключения договора инвестор становится собственником квартиры. А за пенсионером, получившим некоторую часть стоимости своего жилья и в придачу ежемесячные выплаты, сохраняется право жить в родном доме до самого конца.

— Жизнь пенсионера, решившегося на такую сделку, кардинально не меняется, разве что становится гораздо сытнее, — говорит Сергей Шарапов. — А новый владелец распоряжаться недвижимостью сможет только после ухода из жизни бывшего хозяина. До этих пор ни одна из сторон не вправе проводить какие-либо манипуляции с жильём. Например, если новый хозяин вдруг пожелает прописать свою нервную тёщу на жилплощади пенсионера или начинает сживать со света старика — последнему фирма поможет расторгнуть договор в судебном порядке. При этом деньги, перечисленные на банковский счёт пенсионера, меркантильному покупателю не возвращаются, как и процент, выплаченный фирме.

В Центре не скрывают, что во многом благополучие и долголетие пенсионера зависит от честности и фирмы-посредника, и инвестора.

Идею бизнеса на пенсионерском жилье Сергею Шарапову подсказал его брат-москвич, который руководит подобной фирмой в российской столице, где такие договоры заключаются уже больше пяти лет.

За год своей деятельности Центр социальной защиты успел заключить 89 сделок. На счету коллег — предприятия «Ирина» — их пока только восемь.

В офисе Сергея Шарапова нет ни очереди из пенсионеров, ни толпы клиентов, жаждущих получить квартиру гораздо дешевле её рыночной стоимости.

— Это временно — спокойно поясняет руководитель фирмы, удобно устраиваясь в кресле. — Пока ещё люди активно вкладывают деньги в первичный рынок. Но цены уже достигли максимума. И один из самых экономных вариантов — взять на содержание пенсионера.

Сейчас на учёте в фирме находятся 114 пенсионеров. Инвесторов, претендующих на их жильё — в четыре раза больше. Так что старики могут «заказывать» покупателя на свой вкус — например, определённого возраста или образования.

Без сантиментов

Сумма, которую пенсионер получает за своё жильё, зависит от её рыночной стоимости и личных пожеланий. Можно попросить отремонтировать квартиру, настоять на особых условиях: например — сиделка на случай болезни, отдых в санатории, еженедельные трансферы на рынок и обратно. Такие спецпункты договора, обеспечивать которые берётся посредник, могут существенно уменьшить единоразовую долю, причитающуюся пенсионеру.

Если он предпочитает только деньги, то за однокомнатную квартиру, оценённую, к примеру, в $80 тыс., на его счёт перечисляется около $20 тыс. и ежемесячно до скончания века выплачивается 500 гривен.

Инвестору такая квартира обойдётся в $27 тыс. Кроме этих денег придётся каждый месяц почтовым переводом либо на пенсионную карточку отчислять те самые полтысячи гривен на пожизненное содержание и оплачивать коммунальные расходы.

РЕКЛАМА

Посредническая контора, в зависимости от договорных условий, получает комиссионные в размере $1-10 тыс.
Клиент, как говорят в Центре, чаще всего видится с пенсионером не больше двух раз: на смотринах и при подписании договора. Излишние сантименты сотрудниками фирмы не приветствуются. Нового хозяина просят без предварительного звонка старика не тревожить, а если и приезжать в гости — то только по приглашению.

— Многие пожилые люди откровенно признаются, что не хотят видеться со своими плательщиками — говорит директор предприятия «Ирина» Елена Орехова. — Прежде всего мы предлагаем пенсионерам заключить сделку не с чужими людьми, а с родственниками, вместо договора дарения, ведь дарственная не предполагает фиксированную помощь.

У г-жи Ореховой четырёхлетний опыт работы в «Красном кресте». Сама она живет в съёмной квартире и пока не приняла ни одного пенсионера на содержание. Но в будущем надеется это сделать.

В центре рассказывают, что когда к ним пришёл 67-летний холостяк Леонид Протасов, он шатался от голода. Был программистом, работал на первых ЭВМ. Пенсии в 440 грн. ему хватало ровно на полмесяца. Заключить договор о пожизненном содержании подсказала жена друга.

— Квартиру на тот свет не заберешь — говорит дядя Лёня, получивший за свою «двушку» $5 тыс. плюс ежемесячные 500 грн. — Будущего жильца я видел дважды. Знаю, что он профессор, крупный специалист в урологии.

Куш дяди Лёни невелик как раз из-за того, что его «съели» дополнительные особые условия: лечение в хорошей клинике и круглосуточная сиделка на случай болезни.

Один из первых клиентов Центра социальной защиты — директор турфирмы, 28-летняя киевлянка Ирина Александрова. У неё есть собственная жилплощадь. А ту квартиру, в которой пока ещё живёт её 73-летний подопечный, молодая женщина рассматривает как вклад.

— Прежде чем заключить с ним договор, мне пришлось пройти процедуру анализа социально-экономического статуса, то есть доказать свою состоятельность. А смерти этого старика я ждать не собираюсь, — говорит Ирина.

— Мы тщательно отбираем клиентов, чтобы они не скомпрометировали само явление договора пожизненной ренты, — рассказывает Сергей Шарапов. — Выбираем людей, имеющих стабильно высокий доход. Кто, лишившись крупной суммы, не побежит к бабушке с топором. За всё время деятельности фирмы умерла только одна пенсионерка, от почечной недостаточности.

Слюни текут

В Главном управлении социальной защиты населения о договорах знают, но не поощряют их. Там считают такой шаг пенсионера рискованным и уверяют, что у пожилого немощного человека всегда есть альтернативный вариант — например, государство может поместить его в социальный дом, где круглосуточно дежурит медицинский работник и куда доставляют горячие обеды. В этом случае собственную квартиру пенсионер оставит государству и никаких доплат не получит.

В управлении соцзащиты полагают, что заключение договоров пожизненного содержания действительно многим может помочь решить жилищный вопрос. Но находиться оно должно в руках государства: государство, полагают чиновники, надёжно исключит всяческую нечистоплотность.

Начальник отдела по борьбе с имущественными преступлениями при МВД Украины Алексей Сычёв знаком с пожизненным содержанием. Его сотрудникам рентополучатели пока не жаловались. Зато участились случаи, когда некто «подкармливает» одиноких пенсионеров, а потом под видом, например, путёвки в санаторий подсовывает на подпись завещание.

— Настоящим «чёрным маклерам» проще завладеть квартирой, не светясь в посреднических фирмах, — говорит Алексей Сычёв. — Старый и по-прежнему актуальный способ — подпоить пенсионера, подсунуть ему бумагу на подпись, а затем подкупить нотариуса.

И всё же милиционер советует рентополучателям быть внимательными: интересоваться лицензией фирмы-посредника; оформлять сделку в присутствии родственника, пусть и номинального; найти незаинтересованного юриста, который почитал бы договор, объяснил обстоятельства его расторжения и все условия пожизненного содержания.

Жилищный вопрос портит людей, сказал классик. Жизненные ценности, как и цены на недвижимость, однако, с тех пор изменились. И в призраков, шаркающих по коридору купленной втридёшева квартиры, почти никто не верит.

Источник – http://focus.in.ua