Растет количество специальных программ по покупке автомобилей от производителейСтимулирование продаж происходит за счет установления более низких процентов по кредитам, а разницу между рыночными и предлагаемыми уровнями ставок субсидируют производители и дистрибуторы. Помимо кредитных предложений, на рынке также появился широкий выбор программ по приобретению автомобилей на условиях лизинга.

Еще в начале весны у автолюбителей, желающих получить кредит на покупку автомобиля, не подпадающего под действие каких-либо специальных программ от автопроизводителей, был небольшой, но выбор. По данным компании “Простобанк Консалтинг”, из входящих в первую двадцатку по объемам выданных розничных кредитов финучреждений займы предоставляли Укрсиббанк, ПриватБанк, банк “Форум” и ВТБ. Процентная ставка колебалась в пределах от 20,4% до 30% в национальной валюте, первоначальный взнос составлял от 15% до 60%, кроме того, “Форум” и ВТБ взимали разовую комиссию – 3% и 1,99% соответственно. Но за несколько месяцев ситуация изменилась не в лучшую сторону: согласно данным “Простобанк Консалтинг”, по состоянию на 1 июня от выдачи кредитов (на автомобили марок, не подпадающих под действие специальных программ) отказались ПриватБанк и ВТБ. УкрСиббанк сейчас выдает кредиты в национальной валюте, “Форум” готов кредитовать также в евро и долларах. Помимо крупнейших банков, гривневые автокредиты выдают АстраБанк, “Киевская Русь”, Фольксбанк (Электронбанк), БМ Банк (кредитует также в долларах и евро). Остальные украинские банки приостановили свои автокредитные программы, что заставляет производителей и импортеров частично или полностью брать на себя функции кредитных учреждений.

Марочные кредиты

В мире практика выдачи кредитов за счет ресурсов автопроизводителя весьма распространена. Специализированные структуры, предоставляющие покупателям кредитные или лизинговые услуги, есть у многих лидеров автопрома. В Украине на сегодняшний день действуют три специальные кредитные программы на приобретение автомобилей марок Renault, Dacia, Nissan и Mitsubishi.

Программа Renault Finance (распространяется на покупку Renault и Dacia) была внедрена в Украине в январе нынешнего года официальным импортером компании совместно с Индекс-банком. Программа предлагает несколько схем кредитования, но, как отмечают в Renault Ukraine, наибольшей популярностью пользуется схема с нулевой процентной ставкой (займы предоставляются только в национальной валюте). Данное кредитное условие (первоначальный взнос – 50% от стоимости автомобиля, срок погашения – до 12 месяцев, разовая комиссия – 2,5%) позволило увеличить суммарную долю продаж Renault и Dacia в кредит с 8% в январе до 40% в мае. В суммарном объеме кредитов по Renault и Dacia доля “нулевых” программ в апреле-мае составила 88%.

Программа кредитования Nissan Finance также осуществляется в партнерстве с Индекс-банком. В ней нет схемы с нулевым процентом – ставка по гривневым кредитам колеблется в зависимости от сроков и размера предоплаты от 9,9% до 26,8%, а разовая комиссия составляет 2,5%.

Без привлечения финансовых партнеров действует официальный импортер Mitsubishi Motors – “Торговый дом ‘Нико'”. Уже около двух лет “Финансовая компания ‘Нико Капитал'” осуществляет кредитование покупателей автомобилей марки Mitsubishi. Размер ставки по кредиту вне зависимости от срока составляет 15% в гривне, первоначального взноса – от 35%, максимальный срок предоставления кредита – пять лет, разовая комиссия – 2,5%.

В поисках партнеров

Намерения по созданию собственных финансовых структур есть далеко не у всех производителей. К тому же многие компании, имеющие в своем составе подобные подразделения, не спешат открывать их филиалы в Украине. Помимо преимуществ подобных схем стимулирования продаж, существуют и высокие риски, которые в случае работы через собственные финансовые структуры производитель берет на себя. Основным из них является риск невозврата выданных кредитов. “Мы тщательно подходим к оценке потенциального заемщика для недопущения ухудшения качества кредитного портфеля”,– отмечает директор “Финансовой компании ‘Нико Капитал'” Валентин Гнатышин.

РЕКЛАМА

Компромиссным вариантом может стать заключение партнерского соглашения между банком и импортером. Например, в данный момент активно подыскивает финансовых партнеров компания “АВТО Интернешнл” (импортер Mazda и дистрибутор Suzuki). “Мы ведем переговоры с несколькими банками с целью разработки специальной кредитной программы для покупателей автомобилей Mazda и Suzuki. Рассматривается возможность кредитования под 26% годовых в гривне и 13% годовых в долларах США при минимальном первоначальном взносе 30%”,– говорит генеральный директор “АВТО Интернешнл” Елена Дунина. По словам директора по маркетингу и продажам “Субару Украина” Павла Кузьмина, в его компании также разрабатывают всеукраинскую программу кредитования.
Компанией “АВТ Бавария”, импортирующей на территорию Украины автомобили марки BMW, подобные соглашения уже достигнуты. С мая текущего года действуют специальные кредитные программы, разработанные в сотрудничестве с банком “Форум” и CreditEuropeBank. Кредиты предоставляются в евро, долларах и гривне, процентные ставки колеблются от 12,05% до 28,9% в зависимости от валюты и сроков кредитования, минимальный первоначальный платеж составляет 50% (“Форум”) и и 30% (CreditEuropeBank).

О планах по разработке специальных кредитных программ заявили в компании “Виннер Импортс Украина” (Ford, Jaguar, Land Rover, Volvo, Porsche). Подробные условия и имена партнеров станут известны в конце июня, когда будут достигнуты окончательные соглашения, а с III квартала текущего года данные программы, предположительно, вступят в действие.

Помимо названных инициатив отдельных компаний, примеров сотрудничества между импортерами и банками – единицы. Намного чаще подобные соглашения с кредитными учреждениями заключают автодилеры. Так, с 4 июня вступила в действие партнерская программа, разработанная корпорацией “Укравто” совместно с ВТБ Банком. Она предусматривает кредитование физических лиц на приобретение автомобилей тех марок, реализацию которых осуществляют предприятия корпорации: Chevrolet, Opel, Toyota, Nissan, Mercedes-Benz, Chrysler, Jeep, Dodge, Renault, ЗАЗ, Lada, Cherry. Покупатели могут приобрести автомобиль в кредит сроком до двух лет под 20,49% годовых в гривне (при покупке авто производства стран СНГ и Китая первоначальный взнос составляет 40%, производства других стран – 30%).

Актуальный лизинг

Наряду с разработкой кредитных предложений импортеры и дилеры активно предлагают приобретать автомобили на условиях лизинга. Как правило, такие программы осуществляются в партнерстве со специализированными компаниями – UniCredit Leasing, “Кредит Европа Лизинг”, “Укравтолизинг”, VAB Leasing, “Евро Лизинг”, “Ласка лизинг”, “Капитал Лизинг” и другими. Вместе с тем лизинговые схемы могут предлагаться через структурные подразделения производителей и дистрибуторов. На сегодня услуги подобного рода предоставляют компании “Порше Лизинг” (“Порше Украина”) – лизинг автомобилей марок Volkswagen и Audi, и “Илта Лизинг” (“Илта”) – лизинг автомобилей марки Peugeot. По программе “Лизинг в частные руки”, действующей с мая во всех автосалонах “Илта” на территории Украины, физические лица могут приобрести в лизинг на два года автомобили не старше двух лет (предоплата 50%, ставка 14% в долларах США) и в лизинг на один год – автомобили, с момента производства которых прошло более двух лет (предоплата 70%, ставка 9,9% в долларах США).

В компании “Порше Лизинг Украина” плавающая процентная ставка по лизинговым программам составляет 12,5% в долларах США и 13,5% в евро, фиксированная – 14% и 15% соответственно. Срок лизинга – от 12 до 60 месяцев при плавающей процентной ставке, от 12 до 48 месяцев – при фиксированной, авансовый платеж для физлиц установлен в размере 30%.

Несмотря на очевидные преимущества лизинговых программ, эксперты неоднозначно оценивают их перспективы. “Результаты работы лизинговой системы можно наблюдать в странах Европы. Там лизинговые продажи составляют 90% по отношению к продажам в кредит, а средний процент по лизингу – 4-6%, у нас пока – 14-16%. Надеемся, в нашей стране, особенно в нынешних условиях, лизинг получит дальнейшее развитие, и проценты приблизятся к среднеевропейским”,– говорит Елена Дунина. В свою очередь, Павел Кузьмин отмечает, что лизинговые компании сейчас не слишком активно пополняют свои парки, предпочитая реализовывать бывшие в употреблении машины. А директор по рекламе и маркетингу компании “Виннер Автомотив” Евгения Ткаченко констатирует, что во время кризиса количество лизинговых сделок значительно сократилось и не стоит рассчитывать, что подобный инструмент может существенно способствовать росту продаж.

Источник – http://www.kommersant.ua