Построй, пока молодой

Опубліковано: 24 Кві. 2007

Построй, пока молодойНедавно Кабмин расширил полномочия Госфонда содействия молодежному жилищному строительству (ГФСМЖС). Постановлением КМУ N519 ему поручается выдавать кредиты научнопедагогическим кадрам на покупку и строительство жилья. О том, какие еще программы реализует фонд в этом году, рассказал Валерий Омельчук, председатель правления ГФСМЖС.


– Господин председатель, готов ли Фонд расширять сферу деятельности?

– Да, уже предусмотрены средства на кредитование научно-педагогических кадров. Правда, в госбюджете для этих целей выделили всего 15 миллионов гривен. Но в дальнейшем ситуация может измениться: мы будем отстаивать закрепление за Фондом статуса специализированного государственного учреждения при Кабмине, как ответственного исполнителя ряда бюджетных программ. Фонд должен полноценно вести хозрасчетную деятельность, самостоятельно зарабатывая на реализацию госпрограмм.

– Готовы ли вы предлагать на рынке новые продукты?

– Да. Если появятся свободные средства, планируем работать не только по действующим программам (сегодня их две – льготное кредитование и частичная компенсация процентной ставки по кредитам коммерческих банков за счет бюджетных средств. – Автор), но и предоставлять желающим кредит для строительства жилья под пять-восемь процентов годовых (или процент инфляции).

– Как планируете реализовать эти планы, если в прошлом году Фонд фактически заморозил свою деятельность?

– Да, 2006 год был для нас кризисным. При подготовке госбюджета-2006 мы доказывали Минфину и Бюджетному комитету парламента, что на программу нужно предусмотреть 122 миллиона гривен. Но нам выделили только 30 миллионов. Несмотря на все расчеты и доказательства, эта цифра осталась в госбюджете-2006. Сразу начались проблемы. Только по ранее принятым обязательствам без учета новых договоров нам надо было выплатить 122 миллиона гривен. Несмотря на то, что в 2006 году новые договоры уже не заключались (в 2003 году – 63 договора, в 2004 году – 1,14 тысяч договоров, в 2005 году – 15,8 тысяч).

– Вопрос с обязательствами Фонда уже решен?

– Да. К концу прошлого года нам удалось увеличить ассигнования с 30 до 99,3 миллиона гривен. К середине марта 2007 года долги полностью погашены из госбюджетных поступлений этого года.

– Как удалось увеличить ассигнования?

– Тридцать миллионов гривен перевели из программы льготного кредитования на программу частичной компенсации. В конце года Министерство по делам семьи, молодежи и спорта нам выделило 9,2 миллиона гривен – из средств других “неработающих” госпрограмм. Когда пересматривали бюджет, Минфин добавил еще 30 миллионов. Кроме того, мы сэкономили 250 тысяч гривен на финансировании центрального аппарата Фонда.

– Будут ли заключаться по программе частичной компенсации новые договоры в этом году?

– На эту программу в госбюджете-2007 предусмотрено 123,2 миллиона гривен. Пока предусмотрено заключение одной тысячи новых договоров. Хотя шестого марта новый наблюдательный совет Фонда поручил заключить в этом году не менее пяти тысяч договоров. Эта задача выполнима: долг погашен, выделенных денег хватает, чтобы ритмично закрывать обязательства по действующим договорам.

– Минстрой устанавливает цену на жилье в соответствии со своими методиками. Исходя из нее, Фонд может выдать льготные кредиты. Но эта цена намного ниже рыночной…

РЕКЛАМА

– Да, ситуация парадоксальная, особенно в Киеве. За все время работы в столице Фонду не удалось получить ни одной площадки под строительство. Поэтому мы вынуждены идти на поклон к коммерческим застройщикам и просить их выделить для наших заемщиков 100 квартир по цене ниже рыночной. Но коммерческие структуры уступают максимум десять процентов. Цена квадратного метра в конце прошлого года составляла 5,2 тысячи гривен, сейчас – 7,5 тысячи гривен. Поэтому заемщикам приходится доплачивать разницу.

– Отличается ли ситуация в других регионах?

– Да. Сегодня в Луганской, Хмельницкой, Закарпатской и Волынской областях благодаря работе управления жилстроительства удалось минимизировать цену одного квадратного метра жилья и привести ее к нормативной. Например, в Луганске под строительство Фонду отведено пять гектаров земли. За счет госбюджетных средств эту территорию мы будем застраивать 20 лет. Чтобы ускорить строительство, часть квартир планируем продавать по рыночной цене. Благодаря этому только в 2007 году сможем получить дополнительно десятки миллионов гривен, а в следующем – выйти на сумму, равную выделенной из
госбюджета.

– Почему управление жилстроительства не работает в Киеве?

– Основная проблема в выделении земли. В Киеве все уже поделено, а схемы получения земли не всегда легитимны, так как прибыль от строительства может достигать 200 процентов. Это чрезвычайно сложная задача. В октябре мы отправили в Киевсовет, который принимает решения по отводу земли, пакет документов. Ответа пока не поступало.

– Планируете привлекать коммерческие структуры для продажи строящегося вами жилья?

– Нет. Сегодня есть два законных механизма реализации строящегося жилья: через фонды финансирования строительства (ФФС) и при помощи целевых облигаций. Заключение договора с коммерческой структурой-управителем ФФС нецелесообразно из-за высокого процента за их услуги (в Киеве, например, не менее четырех процентов). Закон, которым руководствуется Госфинуслуг, выписан под коммерческие финансовые учреждения и, следовательно, Фонд этим требованиям не соответствует. Но уже сегодня мы внесены в госреестр как финансовое учреждение, ожидаем выдачи лицензии.

Непросто обстоят дела и с выпуском облигаций. Госкомиссия отказала в регистрации эмиссии из-за замечаний к документам. Мы занимаемся этой проблемой. Думаю, к осени облигации выпустим.

– Работаете ли вы над новыми схемами привлечения внебюджетных средств?

– В этом году планируем запустить совместный проект с Государственным ипотечным учреждением. Благодаря простой схеме участник программы нашего Фонда получает кредит в гривнах под 2,5 процента годовых.

– Как Фонд выбирает семьи для участия в программах?

– Чтобы устранить возможность нарушений, год назад создали компьютерно-рейтинговую систему. Это не советская очередь. Она позволяет перемещаться по списку в зависимости от изменения семейных обстоятельств. Например, были на 300 месте, но родилась тройня – переместились на третье место. Или семья находилась на 200 месте, один из ее членов защитил диссертацию – переместилась на 20. Система отлично стимулирует социальную активность и профессиональный рост молодежи.

Автор Настя Недашковская
Источник – http://www.mpravda.com