В нынешнем году украинцы вернут банкам около 200 тысяч залоговых автомобилей. Но купить их по дешёвке в ближайшее время не удастся. «Лот номер один – раз, лот номер один – два… Лот номер один – три. Продано!» С молотка уходит Dacia Logan 2007 года выпуска в базовой комплектации. Её новая владелица Екатерина Мошинская прячет свой номерок и идёт оформлять сделку. К Екатерине приковано внимание всех окружающих, ведь она стала первой покупательницей на первом в Украине аукционе залоговых автомобилей.
«Мы с мужем пенсионеры, нам много не нужно. А тут получилось купить машину очень дёшево», – волнуясь, рассказывает она Фокусу. За авто пенсионерке пришлось поторговаться, в итоге его цена поднялась с базовых $3 тыс. до $5 тыс. по курсу НБУ на день проведения торгов, то есть на 28 февраля.
Dacia Logan – один из самых скромных и дешёвых экземпляров. Рядом на стоянке расположились ещё 49 авто, находящихся в залоге у банков. Subaru Forester со стартовой ценой $26 тыс., трёхлитровый Mitsubishi Pajero Wagon за $33,5 тыс. и многие другие. За пропуск в зону торгов и номерок участника аукциона потенциальные покупатели согласились выложить по 100 грн.
Впрочем, в таком формате проходил лишь первый, показательный аукцион – все остальные торги будут проводиться через интернет. Организаторам аукциона удалось реализовать 22 автомобиля, но председатель наблюдательного совета «Автомобильных аукционов» Павел Гайдай уверен, что это только начало. Если удастся договориться с банками и поставить продажу залоговых авто на поток, цифра может вырасти в несколько раз.
Уверенность Павла Гайдая небеспочвенна. Только за 2006–2008 гг. в Украине было продано более 1,5 млн. новых автомобилей, из них в кредит – 43%, или 650 тыс. По оценкам «Автомобильных аукционов», более 162 тыс. из них заёмщики вынуждены будут вернуть банкам, а те, в свою очередь, как можно скорее превратить их в деньги.
Причём прогноз организаторов аукциона – один из самых оптимистичных. Другие участники рынка ожидают возврата банкам 200–250 тыс. залоговых авто. Для сравнения: прогноз продаж новых автомобилей на этот год – в лучшем случае 150 тыс. штук.
Вторая продажа
Чтобы стать обладателем подержанной машины, или, как дипломатично выражаются торговцы, автомобиля с пробегом, не обязательно куда-то ехать. Достаточно иметь компьютер с доступом к интернету и зарегистрироваться в качестве участника автомобильного аукциона. Ставки можно делать прямо в онлайне и наблюдать за ходом торгов с компьютера или мобильного телефона. Регистрация – бесплатна, 25 гривен платим за инициализацию аукциона.
Задний ход
Аукцион, конечно, не единственный способ приобрести залоговый автомобиль. Иногда достаточно просто напрямую обратиться в банк. Если ещё полгода назад финансисты шли на контакт не так охотно, то сейчас ситуация меняется. Многие банки выкладывают перечень залогового имущества на своих сайтах, а некоторые даже предлагают оставлять онлайн-заявки на приобретение имущества.
Китайский акцент
Понятие «китайский автомобиль» после кризиса может приобрести радикально новое значение. Дело в том, что инвесторы из Поднебесной положили глаз на ведущие мировые автомобильные бренды, находящиеся на грани банкротства. Не успели утихнуть слухи о переговорах китайцев с General Motors о покупке бренда Hummer, как в прессу просочилась новая информация: китайский автоконцерн Geely претендует на покупку Volvo. Кроме Geely, шведским брендом, сейчас принадлежащим американскому Ford, интересуются ещё три китайские компании. Не исключено, что китайцы заинтересуются другими шведами: General Motors выставила на продажу проблемный бренд SAAB.
Продажу залоговых автомобилей хотят наладить и автосалоны. Тем более что они готовы реализовывать автомобили, которые продавали своим же клиентам в кредит.
«Сейчас мы планируем предлагать помощь банкам-партнёрам, которые давали людям кредиты на покупку наших автомобилей, – рассказывает Фокусу председатель правления ЗАО «Атолл Холдинг» Олег Боярин. – Ведь мы хорошо знаем эти автомобили, знаем клиентов, потому что в большинстве случаев они обслуживаются у нас». По словам Олега Боярина, подержанные машины будут приводить в нормальное техническое состояние, давать на них дополнительные гарантии и продавать в рамках автосалонов наряду с новыми автомобилями.
Купить залоговый подержанный автомобиль можно и совсем дёшево. Правда, речь идет о теневых схемах. «Возле каждого МРЭО сейчас стоит киоск, на котором написано «Биржа». Там сидит девочка, электрообогреватель стоит, чтоб ей тепло было», – рассказывает генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортёров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко. В таких «учреждениях» подписывают биржевое соглашение о продаже автомобилей. При этом цена «Форда» или «Мазды» по документам, как правило, составляет 50–100 грн. «Формально это законно», – говорит Олег Назаренко. – Более того я понимаю людей, которые оформляют такие соглашения, ведь по существующему законодательству государство отбирает у продавца 15% полученных денег за авто, а не прибыли».
Налогом по авторынку
А не прибегая к сомнительным схемам, продать залоговое авто весьма сложно. Дело в том, что при легальной схеме продажи цена подержанной машины серьёзно возрастает. А потому эксперты предупреждают: несмотря на небывалое количество возвратов залоговых машин, резкого падения цен на них пока не предвидится.
Проблема – в отечественном законодательстве, говорит Олег Назаренко. «На сегодня существует настолько глупое законодательство, при котором банкам совсем не выгодно по закону забирать авто», – объясняет он. Во-первых, если банк продаёт автомобиль, он должен заплатить 20% НДС. Клиент, который взял кредит, обязан заплатить с продажи подоходный налог 15%, но это опять-таки делает банк, поскольку выступает в качестве налогового агента.
Если же реализация происходит через Министерство юстиции путём аукциона, то фирмы, которые его проводят, забирают себе 30% за устройство торгов. Иными словами, банк теряет ещё 30%. «В итоге банк получает остаточную стоимость автомобиля в 35%. Это абсолютно невыгодно», – отмечает Олег Назаренко.
Невыгодна в украинских условиях и популярная на Западе система trade-in, при которой человек меняет свой старый автомобиль на новый с доплатой. И дело опять-таки в двойном налогообложении. Покупатель, приобретая новый автомобиль, платит при этом 20% НДС. Через какое-то время он хочет поменять старый автомобиль на новый. Но автосалон, выкупая старое авто, должен ещё раз заплатить НДС или переложить этот налог на покупателя. Этот нюанс делает невыгодным продажи подержанных машин через автосалоны.
Искать покупателя самостоятельно банкам тоже не с руки. Кроме того, даже реализация автомобиля не всегда может погасить залог должника. Ведь перед продажей машину нужно где-то хранить, следить за её техническим состоянием. Зачастую банки не заботятся об этом, и машины стоят на неприспособленных для хранения площадках, получая царапины и другие повреждения. В итоге залоговые авто иногда дешевеют на $1 тыс. в неделю.
Без глупостей
Облегчить себе задачу и немного сэкономить на налогах банки могут за счёт аукционов. «Наша цель – вернуть банку максимальную сумму. Соответственно мы применяем нотариальное оформление сделки, которое позволяет применить льготную ставку подоходного налога 1%, – объясняет Павел Гайдай. – За оформление – ещё 5%. Эта сумма делится между банком и покупателем поровну. Таким образом, за счёт продавца в банк поступит вся сумма, за вычетом процентов».
Но рассчитывать на покупку дешёвого авто не стоит даже участникам аукционов. Ведь в процессе торгов цены на большинство лотов поднимаются до рыночных. Это позволяет банкам списать долг по кредиту и вернуть себе необходимую сумму. Но конечному покупателю это принесёт не так много пользы.
Сдвинуть организованный рынок залоговых машин с мёртвой точки могут только изменения в законодательстве, уверен Олег Назаренко. «Пока не будет изменено законодательство, наплыва залоговых авто ждать не следует, – говорит он. – Официально ещё не нашёлся такой глупый банк, который реализовал бы авто с учётом всех формальностей».
Изменения к законам уже подготовлены, но, по мнению экспертов, для их принятия депутатам понадобится не один месяц. «Я не считаю, что это будет очень быстро, в течение месяца-двух», – говорит генеральный директор ВААИД.
Источник – “ФОКУС”