Финансовый кризис докатился до страховщиковПервыми на себе это ощутили компании, ориентированные на bank assurance, темпы прироста платежей у которых резко замедлились. А отсутствие качественных резервов у многих компаний вызывает сомнения в их платежеспособности. Первым звонком страховому рынку стало сообщение о введении временной администрации в ПИБе. В частности, обеспокоенность вызвала страховая компания «Вексель», учрежденная Проминвестбанком.

В Госфинуслуг отмечают, что у страховщика нет проблем с платежеспособностью, но при этом регулятор «держит руку на пульсе».

«Мы опасаемся потерь небанковских финучреждений в связи с возможными потерями на банковском или другом рынке. Мы анализировали ситуацию с ПИБом и уверены, что НБУ обеспечит все, чтобы ПИБ сохранился и его обязательства перед клиентами были выполнены. Мы оцениваем риски и делаем соответствующие рекомендации страховым компаниям, но это рекомендации, а не требования»,— рассказал «і» Валерий Алешин, глава Госфинуслуг.

В «Векселе» уверяют, что бизнес компании связан не только с ПИБом. «Вексель работал еще с сорока банками, в частности, с «Райффайзен Банком Аваль», с банком «Надра», с «Эрсте Банком». Резервы также покрывались депозитами в нескольких банках. А ПИБ как платил по обязательствам, так и платит»,— рассказал Василий Фурман, гендиректор СО «Вексель».

Банковский кризис опасен для страховщиков и тем, что темпы кредитования физлиц за последние несколько месяцев резко снизились, а те страховщики, для которых страхование залога при получении кредита было основным каналом продаж, существенно снизили темпы роста. «Если компании вели неразумную политику в страховании — платили по 30-40% комиссионных банку, мало средств отчисляли в резервы, тогда у них будут проблемы. Быстрее это отразится на крупных компаниях, поскольку у них объем возмещений побольше»,— уверен Александр Лахно, предправления СК «Дженерали Гарант Страхование».

РЕКЛАМА

По мнению Андрея Перетяжко, предправления СК «АХА Страхование», от кризиса пострадает минимальное количество компаний. «Это будут компании, которые проводили опасную политику, связанную с демпингом и повышенными административными и операционными расходами. Компании с иностранным капиталом и те, кто проводил нормальную политику, вырастут. Страховщики всегда более легко переносят кризис, чем банковская система, это доказывает и мировой опыт, и российский опыт 1998 г. У банков присутствует эффект домино, быстрого изымания денег. У страховщиков такой картины не отмечается, поскольку все обязательства разложены на 365 дней, и они всегда могут провести внутри системы реструктуризацию обязательств»,— уверяет господин Перетяжко.

Главным фактором, влияющим на платежеспособность компании, является качество формирования страховых резервов. А тут страховщики сыграли с собой плохую шутку, отменив в судебном порядке несколько лет назад положение о порядке формирования резервов рисковых СК, определявшее максимальные размеры инвестиций активов в тот или иной инструмент. «Сегодня наибольшую ценность имеют денежные резервы, потому что фондовый рынок просел, а недвижимость упала в цене. Правда, деньги не защищены от инфляции, но ее темпы во время финансового кризиса снижаются»,— прокомментировал Александр Сосис, предправления СК «АСКА».

Большую часть резервов страховщики размещали на банковских депозитах. «Проблемы могут быть, если компании размещали свои активы в какие-то конкретные банки и не диверсифицировали вложения»,— говорит господин Перетяжко. Но на рынке много кэптивных компаний, которые связаны с одним банком или одним предприятием. Банкротство таких компаний наиболее вероятно, уверяет господин Фурман.

Сейчас, когда требований к резервам рисковых СК нет, регулятор оказался не в силах влиять на качество их формирования. С другой стороны, он, в отличие от НБУ, не сможет предоставить кредит для поддержания ликвидности. «Среди резервов наиболее удобными для оперативного реагирования являются депозиты, структурированные по строкам. Если банки будут иметь проблемы, это отразится и на скорости выполнения обязательств СК. У нас нет возможностей для предоставления средств рефинансирования. Мы не являемся операторами каких-либо гарантийных фондов. Единственное, на что мы нацеливаем деятельность всех финучреждений,— это ведение дела с надежными фининститутами, которые работают с определенными инвестиционными инструментами»,— отметил господин Алешин.

Автор – Регина ДАЦЮК
Источник –
http://www.eizvestia.com