Существенных изменений на рынке кредитования Украины до конца 2009 года не произойдетУкраинские банки начинают осторожно кредитовать корпоративный сектор. Однако период оттепели может затянуться на шесть-девять месяцев. Когда же наконец-то кредитам удастся вырваться за пределы кризисного коллапса и восстановиться на докризисном уровне? Украинские банки возобновляют финансирование физических и юридических лиц. Последние полгода кредитование, словно провинившийся двоечник, было наказано и в большинстве банков закрыто.

В некоторых финансовых учреждениях исключение составляли кредитные карты и овердрафты по зарплатным картам. Между тем, согласно данным Национального банка, в марте банковской системой было выдано корпоративному сектору 3,2 млрд. грн., хотя еще в феврале кредитный портфель юридических лиц вырос всего на 0,3 млрд. грн., а в январе и вовсе было снижение на 6,5 млрд. грн. Удастся ли банкам сохранить положительный тренд кредитования в ближайшие месяцы?

Кто в плюсах?

Мартовский кредитный «витамин» в размере 3,2 млрд. грн. хоть и свидетельствует о положительной тенденции, однако еще не означает возобновления кредитования во всех банках. Пока лишь заметны точечные проявления. По данным Ассоциации украинских банков, из первой десятки украинских банковских учреждений опережающими темпами кредитуют Ощадбанк и Укрэксимбанк. Только в течение марта этим финучреждениям удалось нарастить свои кредитные портфели юридическим лицам на 606 млн. грн. и 1,9 млрд. грн., что фактически на 80% обеспечило месячный прирост по всей банковской системе. Интересно, что первым об активном кредитовании корпоративного сектора заявил  Пром-инвестбанк. Оправившись от проблем с ликвидностью при помощи российского «Внешэкономбанка», только в мае ПИБ заявил об открытии нескольких кредитных линий, крупнейшей из которых стало выделение $30 млн. Днепровскому металлургическому комбинату им. Дзержинского, входящему в группу «ИСД». В возобновлении кредитования экономики отметились не только банки первой «десятки». В частности, банк «Кредит-Днепр» в I квартале направил $20 млн. кредитных средств украинским компаниям в рамках Второго проекта развития экспорта, реализуемого совместно с Международным банком реконструкции и развития. «Среди банковских учреждений выборочное кредитование реального сектора могут себе позволить государственные банки (Укрэксимбанк и Ощадбанк, чей капитал государство неоднократно увеличивало с конца прошлого года), а также крупные банки с иностранным капиталом, которым в начале года удалось получить поддержку от материнских структур. О восстановлении кредитования физлиц пока речь не идет, и вероятнее всего даже в будущем банки будут более осторожно относиться к кредитованию населения, особенно в части потребкредитов и кредитов в иностранной валюте», – отмечает аналитик компании «Ренессанс Капитал» Анастасия Головач. Кредиты физическим лицам уже несколько месяцев стабильно снижаются (-1,4% за месяц).

Однако не все эксперты считают, что этот корпоративный кредитный всплеск свидетельствует о положительных сигналах в экономике. Необходимо делать поправку на сезонность таких бизнесов, как сельское хозяйство, а также необходимость кредитования стратегических компаний через уполномоченные банки. К примеру, из отчета ИНГ Банка Украина следует, что пока банковская статистика не дает надежд на скорое восстановление реального сектора путем предоставления банковских кредитов, а скорее свидетельствует о том, что реальный сектор получает минимальный объем дополнительного капитала, который позволяет предприятиям сектора финансировать текущие проекты, не надеясь, однако, на существенное расширение своей деятельности за счет запуска новых. Поскольку депозиты по-прежнему покрывают всего 40% банковских кредитов, аналитики ИНГ Банка Украина не ожидают какого-либо существенного увеличения кредитного портфеля в среднесрочном периоде. К тому же погашение кредитов в иностранной валюте является для банков наиболее актуальным вопросом, в то время как они по-прежнему не могут расширить свою депозитную базу для покрытия оттоков других видов обязательств.

По словам Анастасии Головач, для восстановления кредитования нужно, чтобы банки смогли решить свои текущие проблемы: с одной стороны, с октября наблюдается отток средств с депозитов (хотя в последние несколько месяцев он и замедлился), с другой, качество активов постоянно ухудшается, что требует от финучреждений дополнительного вливания капитала. Согласно данным Национального банка Украины, за I квартал 2009 года объем просроченных кредитов вырос на 55,18%, достигнув 27,955 млрд. грн. Согласно официальной позиции банкиров, эта сумма составляет не более 4-5% от национального портфеля потребительского кредитования, но по другим оценкам, «проблематичны» более 50% заемных активов. Для банковской системы проблемы от увеличения доли таких активов возникают, в первую очередь, в связи с уменьшением капитала банков из-за необходимости формирования резервов. Из международного опыта известно, что если банки не подталкивать к агрессивному списанию проблемных активов и не помогать им восстанавливать потерянный капитал, новых кредитов экономике придется ждать очень долго – в Японии этот процесс занял десять лет.

Разные страны проводили рекапитализацию банковских учреждений и решали проблему плохих активов различными способами. Общим у этих мер было следующее: они должны очистить банковские балансы от неработающих кредитов и обеспечить банки достаточным капиталом первого уровня уже после списания неизбежно возникающих убытков. Только тогда можно говорить о создании предпосылок для восстановления кредитования реального сектора и населения. Тем не менее рекапитализация является необходимой, но не достаточной мерой для реального возобновления кредитования. За последний месяц ликвидность банковской системы заметно повысилась, однако она имеет преимущественно кратко-срочный характер, ведь при низких ставках overnight длинные ставки денежного рынка оставались довольно высокими. Кроме того, на прошлой неделе НБУ объявил о том, что он теперь будет предоставлять рефинансирование только на срок до 90 дней, тогда как в настоящее время центробанк может выделять его на срок до года. «Сейчас не до конца понятно, сможет ли рекапитализация банков за счет государства исправить эту ситуацию, поскольку, пока похоже, что средства, которые будут направлены в банки, будут использованы для решения уже существующих проблем, тогда как для начала полноценного функционирования таких финучреждений еще необходимо будет обеспечить в них приток депозитов», – заключает г-жа Головач.

Физики-банкроты

РЕКЛАМА

Впрочем, пока эксперты размышляют об активизации финансирования корпоративного сектора, кредитование физических лиц может затормозиться принятием законопроекта №4273 «О внесении изменений в некоторые Законы Украины (о банкротстве физического лица)», изменяющего несколько статей Гражданского кодекса. В законопроект включены жесткие нововведения для кредитных штрафников. Среди санкций, к примеру, – пятилетний запрет на частное предпринимательство и основание новых компаний, более того – даже на покупку имущества. По мнению главы аналитического отдела КУА «Бонум Групп» Александра Дмитриева, радикальные меры могут принести лишь иллюзорный эффект. Переложив ответственность за массовые невозвраты долгов на население, банки окончательно исчерпают свой кредит доверия. Кроме того, фактическое доведение банкрота до нищеты невыгодно финансистам – таким образом они теряют не только надежду на возвращение денег в данный момент, но и потенциальных клиентов в дальнейшем. Александр Дмитриев считает, что в этой ситуации кредиторам следует сместить фокус своего внимания на сектор корпоративных займов. При этом норма прибыли снизится с 40-60% до 15-20%.

Партнер адвокатской фирмы «Васько и Назарчук» Вадим Васько уверен, что данный закон носит скорее популистский (предвыборный характер). «Поскольку украинское законодательство о банкротстве нельзя назвать совершенным по сравнению с законодательством других европейских стран, введение закона о банкротстве физических лиц было бы преждевременным», – объясняет г-н Васько. Это связано с тем, что, во-первых, принятие закона о банкротстве может отрицательно повлиять на рынок кредитования физических лиц. Если сейчас долги физического лица могут быть списаны (прощены) только по согласию кредитора, то согласно закону вследствие банкротства неудовлетворенные требования кредиторов будут прекращаться судом. Во-вторых, до кризиса банки и без того откровенно просчитались с распределением и оценкой финансовых рисков при ипотечном кредитовании.

С введением такого закона кредиторам необходимо полностью перестроить методологию работы и оценку рисков при работе с физическими лицами, поскольку такие риски придется оценивать как и риски, которые возникают при работе с хозяйственными субъектами. Например, в случае банкротства физического лица его залоговое имущество может попасть в общую ликвидационную массу, и залогодержатель-банк должен будет поделиться стоимостью этого имущества с равными ему другими кредиторами соответствующей очереди. 

В-третьих, может расшириться лизинг и аренда с выкупом как менее рисковые инструменты для банков и других заинтересованных лиц. Увеличится круг договоров с обратным выкупом (такие себе псевдо-РЕПО транзакции), поскольку банк не захочет брать на себя риски банкротства физлица или риск «гонок» или обжалования другими кредиторами фактов относительно того, законно ли банк приобрел права собственности на залоговое имущество путем прямого обращения взыскания на него. Также банк должен придерживаться некоторых ограничений относительно владения непрофильными активами, формирования страховых резервов, поддержки ликвидности и т. п. Все это ведет к тому, что физлица будут менее ответственно относиться к ипотечному и другому кредитованию.

Зампредправления Диамантбанка Валерий Олейник уверен, что после вступления в силу данного закона банки еще больше ужесточат требования к заемщикам, а их проверка станет более тщательной. Очевидно и то, что многие заемщики будут стараться не выплачивать кредит, прибегая к процедуре банкротства. «Усовершенствование законодательной базы – это всегда позитивный момент. Однако на данном этапе более актуальным является урегулирование статуса залогового имущества. Тем более что именно залоговые кредиты являются для банков наиболее привлекательными, так как они менее рискованные. Тема банкротства физлиц для банков – малоинтересная. Процедура банкротства существенно увеличит во времени и усложнит в целом процедуру возврата банком своих средств. А это, свою очередь, приведет к ужесточению финучреждениями условий выдачи кредитов», – отмечает и заместитель начальника управления розничного бизнеса Экспресс-Банка Светлана Савченко.

Перспективы

«О полноценном восстановлении кредитования можно будет говорить после того как банковская система перестанет испытывать ресурсный голод. Так, на текущий момент мы наблюдаем негативные тенденции: дефицит ресурсов (особенно длинных) у банков и существенное снижение платежеспособности основной массы клиентов резко ограничили кредитные возможности банков еще в 2008 году. Пока мы не видим предпосылок для кардинального изменения ситуации в текущем году, хотя и не исключаем возможности финансирования банками отдельных клиентов и проектов (в том числе родственных структур)», – отмечает ведущий финансовый аналитик отдела рейтингов финансовых учреждений агентства «Кредит-Рейтинг» Виктор Шулик. С экспертом солидарен и Валерий Олейник. По его словам, существенных изменений на рынке кредитования до конца 2009 года не произойдет. «Если ситуация не ухудшится, есть вероятность, что банки будут предлагать программы кредитования на небольшие суммы – до 10 тыс. грн., – утверждает эксперт. В целом наибольшие надежды на восстановление кредитования возлагаются на начало 2010 года.

Автор – ЕЛЕНА МОШЕНЕЦ
Источник –
http://www.investgazeta.net