Корпоративные клиенты украинских банков страдают от кредитного голодаНе секрет, что отечественный бизнес уже почти полгода вынужден обходиться без банковского кредитования. Многие эксперты кредитным голодом отчасти объясняют стремительное падение ВВП страны, а также делают неутешительные прогнозы относительно ближайших перспектив. “В 2004 г. кредитование остановилось на три месяца, и в результате темпы роста экономики замедлились в пять раз – с 12,5% до 2,5%. Мы не кредитуем уже полгода”, – проводит параллели Александр Савченко, заместитель председателя НБУ. Чиновник считает, что если ситуация с кредитованием не изменится, падение ВВП за год превысит 20%.

Бывший заместитель председателя НБУ Сергей Яременко прогнозирует снижение этого показателя даже до 35%. А по данным Президента Украины Виктора Ющенко, в январе-феврале текущего года этот показатель уже успел упасть на 25-30% в годовом измерении.

В то же время официальная статистика НБУ не подтверждает бытующее мнение о полной “заморозке” кредитования банками юридических лиц. Так, по данным Нацбанка, по итогам февраля 2009 г. кредитный портфель банков юрлицам в гривне прирос на 8,3 млрд грн. – до 232 млрд грн. Для сравнения: в докризисные месяцы 2008 г. этот показатель был превышен всего однажды – в марте задолженность юрлиц в гривне увеличилась на 11,6 млрд грн.

Портфель валютных кредитов в феврале 2009 г. продолжил уменьшаться, на этот раз ужавшись на $1 млрд – до $29 млрд. Не стоит забывать, что прирост портфеля – это разница между вновь выданными кредитами и погашенными займами со стороны клиентов. То есть даже сокращение кредитного портфеля по итогам определенного периода не означает, что кредиты не выдавались вовсе – просто объем погашений был больше, чем размер выдач. В этой связи подчеркнем, что, согласно статистическому бюллетеню НБУ, в феврале корпоративный сектор получил кредитов почти на 65,7 млрд грн. Для сравнения: приблизительно такой объем выдачи кредитов наблюдался задолго до кризиса – в мае 2008 г.

Факты предоставления новых кредитов подтверждаются и сообщениями в прессе как от банков, так и от их заемщиков. Так, в марте “БМ Банк” открыл невозобновляемую кредитную линию в размере 18 млн грн. ООО “Глобинский мясокомбинат”, который входит в пятерку крупнейших мясокомбинатов страны. “Мы не останавливали кредитование юрлиц полностью. Просто более жестко подходили к оценке финансового состояния заемщиков и предъявляли повышенные требования к обеспечению. Поэтому кредитная активность объективно снизилась. Если в прошлом году наш кредитный портфель вырос в 1,5 раза, то на этот год мы запланировали прирост всего на уровне 6-10%”, – объясняет Виталий Ломакович, председатель правления “БМ Банка” (г.Киев; с 2005 г.; около 1,5 тыс.чел.).

23 марта харьковский Мегабанк предоставил компании “Мегаинвестстрой” кредит на 40 млн грн. сроком на один год под 29% годовых. Еще 29,5 млн грн. на аналогичных условиях этот банк выдал компании “Харьковское автотранспортное предприятие 16330”. Любопытно, что кредиты выдают даже банки, которые недавно обратились к государству за помощью в рекапитализации. В частности, Укргазбанк 3 марта открыл кредитную линию Краматорскому металлургическому заводу им.Куйбышева (Донецкая обл.) на 50,5 млн грн. Примечательно, что процентная ставка по ссуде составила всего 15% годовых, тогда как средняя ставка привлечения депозитов превышает 20% годовых. А по данным НБУ, средневзвешенная ставка по гривневым кредитам в феврале составила 29,8% годовых. Более того, по итогам февраля, Укргазбанк вошел в Топ-10 банков, наиболее активно нарастивших кредитование юридических лиц. “Этот кредит уже закрылся. И вообще, что такое прирост в 92 млн грн.? Объяснение этому (росту портфеля. – Авт.) есть совершенно логичное, но я не готов его давать”, – заявил Егор Русин, заместитель председателя правления Укргазбанка (г.Киев; с 1993 г.; 2,5 тыс.чел.). Кстати, в начале марта в этот банк был введен куратор от НБУ.

Передовики

По данным Ассоциации украинских банков (АУБ; г.Киев; с 1991 г.; более 150 членов), в феврале портфель кредитования корпоративного сектора прирастили 43 банка. Наиболее активно бизнес кредитовали госбанки – Укрэксимбанк и Ощадбанк. Неожиданно в этом списке оказался и Дельта-Банк, который еще совсем недавно специализировался исключительно на мелкорозничном кредитовании населения. Теперь же кредиты корпоративным клиентам составляют почти 25% всего кредитного портфеля этого финучреждения. “Мы немного отошли от стратегии специализированного монобанка, сейчас занимаемся диверсификацией активов и пассивов, кредитуем предприятия с устойчивыми денежными потоками”, – рассказывает Николай Лагун, председатель наблюдательного совета Дельта-Банка (г.Киев; с 2005 г.; около 5 тыс.чел.). Любопытно, что быстрыми темпами кредитование приращивают некоторые мелкие банки. Например, “Национальный Стандарт” за февраль увеличил портфель на 38%, а банк “Столичный” – почти в 2 раза. В то же время практически все лидеры рынка кредитования юридических лиц, наоборот, сворачивают свои кредитные портфели.

Если верить статистике Нацбанка, по итогам февраля больше всего выросла кредитная задолженность в гривне перед банками у частных корпоративных клиентов (+4 млрд грн.), для государственных предприятий аналогичный показатель составил 2,6 млрд грн. Еще на 1,5 млрд грн. увеличилась задолженность финансовых компаний – кредитных союзов, лизинговых компаний и т.д. Анализируя прирост кредитного портфеля по отраслям, отметим, что он наблюдался только в строительстве (+2,2 млрд грн.) и торговле (+4,8 млрд грн.). При этом львиная доля вновь выданных кредитов была направлена в текущую деятельность, т.е. на пополнение оборотных средств. В то же время сами банкиры говорят, что кредитуют корпоративных клиентов чаще всего только в пределах кредитных линий, открытых еще до кризиса. “Мы поддерживаем существующих клиентов, новые кредиты выдаются крайне редко, и то речь идет преимущественно об овердрафтах (кстати, сами клиенты банков утверждают, что не могут получить овердрафт. – Ред.)”, – говорит Ярослав Колесник, председатель правления банка “Форум” (г.Киев; с 1994 г.; 2,5 тыс.чел.). Соглашается с коллегой и Дмитрий Гриджук, председатель правления банка “Хрещатик” (г.Киев; с 1994 г.; около 2 тыс.чел.): “Мы работаем только по овердрафтам и действующим кредитным линиям. Выдавать кредиты под новые проекты сейчас нет возможности. Если ситуация с источниками фондирования не решится, то к концу года кредитование корпоративного сектора исчезнет полностью, ведь сроки кредитных линий, открытых до кризиса, истекут”. Показательно в этой связи то, что недавно Киевская горгосадминистрация заявила о намерении взять кредит в размере 1,2 млрд грн. в банке “Хрещатик”, однако г-н Гриджук уверяет, что официального обращения от киевских властей по этому поводу пока не поступало.

В свою очередь, корпоративные клиенты жалуются на недостаток кредитных ресурсов. “Банки предоставляют овердрафты чаще всего под залог, при этом все решения принимаются в центральном офисе, дела рассматриваются очень долго”, – рассказывает Вячеслав Кондрашов, заместитель директора по логистике и финансам ООО “Карапуз” (г.Киев; производство стиральных порошков; с 2001 г.; около 60 чел.). Он отмечает, что в связи с удорожанием импортных аналогов (из-за девальвации) спрос на продукцию его предприятия повысился. Однако недостаток оборотных (кредитных) ресурсов тормозит рост объемов продаж. “Новые кредиты не выдаются. Насколько я знаю, у некоторых компаний даже овердрафты забирают. Если так будет продолжаться и дальше, серьезно упадут обороты бизнеса”, – предупреждает Лариса Богатько, генеральный директор ПИИ “Итрако” (г.Киев; поставщик оборудования для полиграфической промышленности; с 1997 г.; около 100 чел.). Информация об исчезновении овердрафтов (см. также “Финансист – о диалоге”) подтверждается официальной статистикой НБУ. Из 65 млрд грн. кредитов, выданных банками юрлицам в феврале, только 7 млрд грн. приходится на овердрафт.

Стоит отметить, что участники рынка допускают, что официальная статистика о кредитовании не отражает реалий рынка – ведь якобы выданные кредиты зачастую не являются таковыми. “Кредитование очень удобно использовать для вывода менеджментом и собственниками денег из умирающих банков. Такие кредиты, хоть и отражаются в статистике, но до реального бизнеса не доходят”, – говорит зампредседателя крупного банка, пожелавший остаться неназванным. Действительно, на прошлой неделе работники Главного управления борьбы с организованной преступностью МВД Украины раскрыли крупную аферу почти на 75 млн грн., которую осуществили работники одного из банков Киева. Они совершали подлог в кредитной документации и выдавали кредиты несуществующим компаниям.

РЕКЛАМА

Банкир – о показателях

Павел Крапивин (34), заместитель председателя правления банка “Контракт” (г.Киев; с 1993 г.; около 130 чел.):

– Солидные показатели НБУ относительно кредитования юридических лиц можно объяснить следующими факторами. Во-первых, банки активно проводят реструктуризацию задолженности. Зачастую эти процедуры предусматривают рефинансирование кредитной задолженности (перекредитование), которое оформляется в виде новых кредитов (хотя по сути таковыми не являющихся. – Авт.) и, соответственно, отражается в статистике. Во-вторых, влияние оказывают значительные объемы новых кредитов, выдаваемых госбанками госпредприятиям: НАК “Нафтогаз України”, возможно – “Укртелекому”, “Энергоатому”, другим предприятиям ТЭК. В-третьих, кредитование частных корпоративных клиентов также не прекратилось полностью – худо-бедно, но идет. Вполне возможно, что маленькие банки могут выдавать кредиты, в том числе и инсайдерам, за счет средств, поступивших от акционеров в уставный фонд. То есть акционеры увеличили капитал, но тут же забрали эти деньги в виде кредитов. Это достаточно распространенная практика в нашей стране. Но есть также случаи, когда кредитование акционеров экономически оправданно. То есть операции по кредитованию инсайдеров, по сути, могут быть как выведением активов, так и относительно безрисковым кредитованием “своих”. Все зависит от цели, при этом инструмент один и тот же – кредит.

Оттепель

На прошлой неделе руководство Проминвестбанка заявило, что ПИБ совместно с материнской структурой – российским Внешэкономбанком – в ближайшее время намерен направить на кредитование отечественной экономики $500 млн. При этом уже собран портфель кредитных заявок на $300 млн. Интересно, что Проминвестбанк собирается активно выдавать новые кредиты, несмотря на значительные объемы проблемных кредитов. “Эти два процесса (выдача новых ссуд и работа с проблемной задолженностью. – Авт.) должны протекать параллельно, иначе банк не сможет работать прибыльно. Кроме того, у нас есть клиенты, которые остались в банке и работают нормально. Они не могут ждать, пока мы будем разбираться с “плохим” портфелем – им нужны ресурсы”, – говорит Вячеслав Юткин, первый заместитель председателя правления Проминвестбанка (г.Киев; с 1990 г.; около 10 тыс.чел.). По его словам, банк будет финансировать клиентов, работающих в тесной кооперации с российскими компаниями. При этом финансовая поддержка будет предоставляться как в виде кредитов, так и в форме банковских гарантий и аккредитивов. Более того, ПИБ намерен сманивать клиентов других банков. “Безусловно, я бы слукавил, если бы сказал, что мы будем кредитовать только клиентов ПИБа. Пользуясь дефицитом кредитных ресурсов, мы начнем привлекать и клиентов других банков”, – признался г-н Юткин.

Банкиры, опрошенные БИЗНЕСом, уверяют, что смогут возобновить кредитование экономики только после прекращения оттока депозитов из банковского сектора. Официальной статистики за март еще нет. Однако на прошлой неделе Игорь Шумило, исполнительный директор НБУ, заявил, что “отток вкладов уже практически прекратился”. Ярослав Колесник подтверждает его слова:”По своему банку могу сказать, что отток депозитов минимальный и уже наблюдается небольшой прирост. Если тенденция продолжится, то активизацию кредитования можно ожидать уже через пару-тройку месяцев”. А вот г-н Ломакович настроен более скептически: “Пока это только заявления, конечно, они положительно влияют на ожидания рынка, но не более того”. Банкиры отмечают, что прекращение оттока ресурсов – это необходимое условие возобновления кредитования, но далеко не достаточное. Дело в том, что многие корпоративные клиенты испытывают серьезные затруднения с обслуживанием кредитов, особенно валютных. Хотя, по данным НБУ, на начало марта проблемная задолженность по кредитам юридическим лицам составила всего 3,2% от портфеля. Тем не менее некоторые банкиры признаются, что этот показатель, в зависимости от банка, достигает 10-30%. Поэтому они сейчас активно работают над реструктуризацией проблемной задолженности. “Достаточно много клиентов нуждаются в реструктуризации кредитов. При этом в корпоративном секторе этот процесс намного сложнее и более затратный, нежели при работе с населением, где предлагаются стандартные программы. Здесь же нужен сугубо индивидуальный подход”, – объясняет Ярослав Колесник.

Финансист – о диалоге

Андрей Павлушин (35), финансовый директор компании “Илта” (г.Киев; с 1992 г.; 400 чел.):

– Новых кредитных линий банки сейчас практически не открывают. Это неудивительно, ведь вряд ли сейчас есть бизнесы, где все идет гладко и риски минимальные, за исключением разве что предприятий пищевой промышленности. К тому же совершенно не понятна ситуация с залогами. Банкиры не знают, по какой стоимости их оценивать. По моей информации, из 20 заявок на кредитование банки удовлетворяют одну-две – не больше. Овердрафт как продукт практически исчез с кредитного рынка (хотя банкиры утверждают иное, см. справа. – Ред.). Один из крупнейших банков перестал предоставлять такую услугу нашей компании. Мотивировали тем, что банковские казначеи затрудняются установить процентную ставку, поскольку стоимость межбанковских ресурсов непредсказуема. На смену овердрафтам приходят кредитные линии сроком не более одного месяца под 30% годовых. В то же время банки весьма охотно соглашаются на реструктуризацию кредитов. Кому сейчас нужен залог, будь то недостроенное здание, подержанные автомобили или акции предприятия, которые ничего не стоят. Банкам нужны “живые” деньги, вопрос ликвидности – основной. Поэтому главное – вести с банкирами честный диалог, отвечать на вопросы и звонки, не пропадать. Если возникает ситуация, что 1-го числа нет возможности заплатить очередной платеж по кредиту, то об этом нужно предупреждать банк не 31-го, а хотя бы числа 20-го.

Источник – Бизнес