Брать кредиты на сегодняшнюю высокую цену жилья – это долговая яма

Брать кредиты на сегодняшнюю высокую цену жилья – это долговая ямаУпорно не замечавшая критическую ситуацию на рынке недвижимости, Верховная Рада недавно создала следственную комиссию по расследованию обстоятельств установления высоких цен на жилье и невыполнению застройщиками обязательств перед инвесторами. Главой комиссии неожиданно для многих стала известная певица, бывший министр культуры Оксана Билозир.

– Парламент создал уже немало комиссий, результаты деятельности которых невысоки. Что может сделать еще одна комиссия на таком коррупционном и монопольном рынке, как рынок жилья?

– Я с вами соглашусь, но лишь отчасти. На заседаниях комиссии мы не слышим ничего нового: много обманутых инвесторов, несовершенное законодательство, бездействие государственных органов и органов местного самоуправления, безответственность правоохранительных структур – то есть, все то, чем мы живем сегодня. Но, что стало очевидно с первых же заседаний – создание подобной комиссии воспринято как чрезвычайно позитивное явление. Тут собираются все заинтересованные стороны, люди напрямую общаются с представителями прокуратуры, МВД. Мы раздадим им на руки результаты работы комиссии, они смогут на них ссылаться и более эффективно отстаивать свои права. Конечно, мы не тешим себя иллюзиями, парламент имеет свои четко выписанные функции.

– Какими вы видите функции вашей комиссии?

– В данном случае – это функция парламентского контроля, чем, собственно, мы и занимаемся. И кроме этого, из выступлений на заседаниях мы видим прорехи законодательства, которые нам, как депутатам, требуется устранить. Конституция Украины предусматривает, что у граждан должна быть возможность купить или взять в аренду жилье. Точно так же Конституция предусматривает, что государство должно компенсировать потери инвесторам, если они понесли их по его вине. Но в законодательстве этого ничего нет. Об этом на первых же заседаниях заявили пострадавшие инвесторы. И мы учтем их предложения в работе комиссии и наших предложениях по совершенствованию законодательства.

Кроме этого по результатам первых заседаний, там, где мы видим признаки административных или уголовных нарушений, мы подаем пакет документов от парламента в Генпрокуратуру, в МВД – и эти органы по каждому этапу прохождения этих документов обязаны перед нами отчитываться. Это и называется парламентским контролем.

– Мне кажется, что парламентским контролем уже никого не испугаешь.

– Пока что у нас в Украине парламентским контролем никто не хотел заниматься, и он фактически не действовал в сфере строительства жилья.

– В Раде есть немало известных строителей. Что заставило вас, бывшего министра культуры, известную певицу заняться тем, в чем вы не являетесь специалистом?

– Наоборот! Заниматься вещами подобного рода должен незангажированный человек. Вряд ли кто-то станет обвинять меня в том, что я лоббирую свой строительный бизнес или прикрываю какие-то нарушения. Это – первое. Второе, народный депутат – это не специальность. И поэт, и композитор, и строитель должны реагировать на обращения граждан. И не имеет значения, кто они по профессии.

Более того, теперь уже мне позвольте вас спросить, почему никто из специалистов не занимался тем, что творится на рынке жилья? Почему после «Элиты-центра» не была создана следственная парламентская комиссия? Пока мы не создали нашу комиссию, не существовало ни одного законопроекта в этой сфере! Но как только мы начали работать, наши коллеги сразу же зарегистрировали три законопроекта о рынке жилья. Кстати, многие монополисты, которые создали и используют критическую ситуацию на рынке жилья, хотят работать честно и правильно.

– Что же им мешает?

– Многие органы местного самоуправления своими дополнительными поборами нарушают их право на ведение бизнеса. В одном городе – это 15% цены. А в Киеве – это может быть и 45% цены квадратного метра. Представьте себе, половина того, что мы платим за новую квартиру в Киеве, уходит в КГГА. Почему? И строителям так же это не нравится. Но им тяжелее вести подобный диалог с местными властями. А в рамках закона это будет просто.

– Вы действительно считаете, что, как написано в сообщениях о заседаниях комиссии, стоимость жилья удастся снизить на треть?

– Развивать социальную инфраструктуру городов необходимо. Но должны быть определены параметры того, что должна брать на себя строительная компания, а что нет. А не так, как сейчас: дайте миллион, дайте два. Если мы хотим, чтобы строители кроме жилого дома построили еще детсад и школу, они их построят и будут в расчете с городом. А что означает – миллион, два, три? Местную власть можно понять, у нас нет реформы местного самоуправления и местная власть бедна. Но, опять же, отчисления в местный бюджет строителями тоже надо поставить на свое законодательное место, чтобы не было злоупотреблений.

– На каком из рынков жилья вы собираетесь работать?

– Мы четко размежевали элитное, доступное, и социальное жилье. Элитное жилье нас не интересует, разве только к нам обратятся представители верхних слоев общества, и тогда мы вынуждены будем реагировать. Реально речь идет о доступном жилье, так как закона о социальном жилье у нас пока что нет.

У комиссии есть возможность повлиять здесь на цену. По предложению президента Виктора Ющенко государство должно компенсировать треть цены доступного жилья. Следовательно, у нас есть повод спросить застройщиков, треть от какой цены бюджет должен компенсировать, и как она, собственно, возникла? Чтобы с бюджетными деньгами не получилось так, как получилось с деньгами инвесторов, за которые обслуживались коррупция, спекуляция на этом рынке, разного рода злоупотребления разрешительной системы и так далее. По предварительным данным работы комиссии и данным Антимонопольного комитета до 40% цены жилья – это неэкономическая составляющая, то есть коррупция и взятки. Наша задача выявить это, обосновать, обнародовать и способствовать развитию строительства доступного жилья в Украине. Вот и все.

– С какой цены начинается элитное жилье и где начинается это доступное?

– Мы говорим о реальной цене. Это та цена, под которую можно взять дешевый кредит, и выплатить его из зарплаты. То, что предлагает сегодня премьер-министр Юлия Тимошенко, брать кредиты на сегодняшнюю высокую цену жилья – это долговая яма. И фактически наши граждане не могут этим воспользоваться. Но я думаю, что мы выйдем на эту реальную цену.

Она ведь еще зависит от развития строительной индустрии в Украине. В стоимость жилья заложены импортные стройматериалы, половину из которых можно производить в Украине. По информации представителей отрасли стройматериалов, отечественные домостроительные комбинаты, которые существуют в каждом городе, работают сегодня на 10-20% своей мощности. А это – свидетельство того, что государство забросило развитие своей стройиндустрии. Поэтому мы считаем, что в системе Кабинета Министров необходимо возродить государственный комитет по строительным материалам, который когда-то существовал. Его задача – создание концепции и контроль развития стройиндустрии в Украине.

– Вы говорите о новом департаменте, но ведь в Украине существует целое Министерство строительства, местного самоуправления и регионального развития.

– Но в нем нет такого департамента априори! В 2005 г. он был (кажется при Минпромполитики), не знаю, по каким причинам, упразднен. И фактически с того времени мы видим полный упадок стройиндустрии, как сегмента экономики, что недопустимо. Железобетонные конструкции, глина, цемент, песок – это все то, что имеет Украина, то, что есть в наших недрах. И государство должно это использовать и развивать этот рынок, наполнять его своими товарами. Производительность отечественных кирпичных заводов упала на 40%. Чем это компенсируется? Завезенными из-за рубежа стройматериалами, вот и все.

– Что может сделать один департамент в правительстве? И как Кабинет Министров может повлиять на частных застройщиков?

– Для этого существует государственный заказ. Если частники обеспечат приемлемые цены на жилье, они получат финансирование из бюджета.

– Так все-таки, какую цену квадратного метра будет отстаивать комиссия?

– Эти цифры давно гуляют по Киеву. Раньше это было – $800-900. Сегодня это – $1000-1200. Но пока что у нас в среднем по Киеву застройщики предлагают жилье по $2300.

– В жизненно важных отраслях существуют национальные комиссии, например, национальная комиссия регулирования энергетики. Возможно, для удешевления стоимости жилья нам нужна такая комиссия?

– Нет, это – рынок. Госрегулирование цен в строительстве, на мой взгляд, нецелесообразно. Хотя и не исключено, что в работе комиссии мы выйдем и на такое предложение. В первую очередь, нам важно преодолеть монополизацию и коррупцию на рынке строительства жилья.

– Когда можно будет ожидать первых результатов работы комиссии, и какими вы их видите?

– Первое – это выход на обоснованную цену жилья. Первый отчет в парламенте у нас должен состояться в ноябре. Мы нацелены к тому времени показать обществу реальные составляющие цены жилья. И, если удастся, убрать коррупционную составляющую и выйти на приемлемую для строителей и покупателей цену. К осени члены комиссии совместно с другими депутатами внесут перечень законов и изменений в них, которые регулируют рынок жилья.

– Но вы же никак не сможете повлиять на застройщиков!

– А это и не наша функция. Это функция исполнительной власти. Наша задача – проанализировать и придать гласности структуру цены на жилье. Полная необоснованность формирования цены на жилье порождает ее закрытость. Понятно, что это рынок, она может колебаться, понятно, что мы сейчас в условиях высокой инфляции, но все равно цена должна быть выведена.

– Как отразилась на рынке жилья ревальвация гривны?

– Банки начали себя страховать – и начались проблемы с кредитами. Дальше начал останавливаться рынок. Абсолютно четкая последовательность. Стагнация рынка и неизвестность – это самое страшное. Сегодня неизвестно, что будет через полгода. Вместо прогнозирования, логики развития, превентивных шагов мы живем в ситуации, когда не знаем, что будет через месяц.

– Какая разница между президентской и правительственными программами строительства доступного жилья?

– Как я уже говорила, президентская программа предусматривает компенсацию государством трети стоимости жилья. Это может быть земля, разрешительная система, первый взнос и так далее. Программа правительства предполагает сохранение высоких цен на жилье и дешевое кредитование. Но сейчас нет уже дешевого кредитования. И высокую цену жилья люди не смогут выплатить по кредиту.

– Проблемы на рынке жилья накапливались не один год. Но государство заговорило о них только сейчас. Почему?

– Потому что огромный спекулятивный капитал, пока молчало государство, наращивался и расцветал на территории Украины. Когда только начинал строиться дом, однокомнатных квартир в нем уже не было. Вопрос, где они? Они же не нужны богатым людям. Это жилье скупали спекулянты, хотя в то время оно еще было доступно для наших граждан. Но на нем обогащались перекупщики, которые раскручивали гонку цен. Сейчас спекулятивный капитал ушел с рынка, потому что цена уже настолько высока, что не обеспечивает ему привычных прибылей.

– Спекулянты ушли с рынка, но цена осталась прежней, почему?

– Потому что у нас на рынке несколько компаний-монополистов, и они держат цену. Иначе, чем существованием договоренностей между ними, я объяснить этого не могу. Потому что, если бы мы имели рыночные отношения, то цена на жилье падала бы.

Мы имеем странную ситуацию: для покупателей цены уже явно нереальные, а застройщики со своей стороны заявляют, что цены будут еще расти. И никто из них не снижает цену. Почему? Потому что сегодня им выгодно продать меньше квартир по прежней высокой цене. На нормальном рынке такое невозможно. Поэтому мы имеем дело с монополизированным рынком. Причем таким, на котором не работают иностранные инвесторы. У наших строительных компаний рентабельность до 200% и выше. В мире такого вообще нет! Иностранные инвесторы были бы очень довольны зайти на наш рынок с рентабельностью до 40%. Вот вам и снижение цены.

– Иностранные инвесторы жалуются на то, что они готовы работать, но не могут приобрести землю.

– Это как раз очень просто. Должны быть земельные аукционы, и в них должны иметь возможность принимать участие все. Побеждает на них тот, кто предлагает наиболее низкую цену на выходе за квадратный метр. И все… Но, поскольку у нас существует монополия в строительстве, нет политической воли ввести честные аукционы. Я думаю, что, у нашего государства есть огромная задолженность перед своими гражданами в части строительства доступного жилья, и эти проблемы в ближайшее время будут сняты.

– На заседаниях вашей комиссии прозвучало предложение регистрировать строительство домов, которое стоит выше определенной суммы. Для чего?

– У нас нет учета строящихся объектов. Мы хотим в рамках нашей комиссии начать реестр любых застроек, начиная с минимальной стоимости – $50 тыс.

– Но ведь это даже не стоимость однокомнатной квартиры в областном центре.

– Так ведь мы с вами хотим подойти к налогообложению недвижимости. А для этого необходим реестр. Мы выходим с инициативой создать реестр на рынке недвижимости. И компетентные госорганы уже вынуждены будут начать этот процесс.

Автор – Михаил Мищишин
Источник – http://www.ugmk.info

  Обсудить на форуме Обсудить на форуме  Подписаться на рассылку Подписаться на рассылку  Добавить свою новость Добавить новость Версия для печати 
 Опубликовано на сайте 30.07.2008 в разделах: Все новости, Законодательство, Кредиты на жилье, Недвижимость, Строительство    ]

Реклама:

Еще в разделе:
« 
 »

 Оставьте свой комментарий:

You must be Войдите для создания комментария.


Последние комментарии:

Последние новости:
  • Як повернути частину сплачених відсотків за іпотекою. Податковий кредит.
  • Банки и застройщики. Что ждать в 2019 году?
  • Гра в іпотеку. Де і як отримати іпотечний кредит?
  • Главные нюансы и важные особенности страхования жилья
  • Національний банк затвердив перелік банків для стрес-тестування у 2019 році