Потеряв на падении доллара, автолюбители начали активнее кредитоваться в гривнеПовальное ухудшение условий автокредитования в первом полугодии не остановило водителей. Они продолжали выстраиваться в очереди к кредитным инспекторам и оформлять новые займы. Изменились лишь валютные предпочтения заемщиков: если еще в январе–марте наибольшим спросом пользовались автокредиты в СКВ, то в мае–июле граждане предпочитали гривню. У резкой смены настроений одна причина — курсовые колебания на валютном рынке.

Повальное подорожание

Пересмотр условий автокредитования в первом полугодии начался с повышения цен. «Ставки по гривневым кредитам выросли на 5–8% годовых, долларовым — на 3–5% годовых, в евро — в среднем на 4% годовых», — сообщил «ДС» директор финансовой группы «Консалтинг и инвестиции» Алексей Вегера. Стоимость автокредитов в нацвалюте сегодня находится в рамках 18,5–25% годовых, в евровалюте — 12–19%, в долларе — 13–19%. Также ряд банков на 5% подняли размер минимального первоначального взноса — до 10–15% стоимости машины. Лишь немногие продолжали кредитовать без взноса: обычно для получения таких займов приходилось выполнять одно из двух условий: соглашаться на увеличение ставки на 1–2% годовых либо предоставлять дополнительное обеспечение, такое, например, как поручительство третьего лица. Одновременно банкиры стали тщательнее проверять заемщиков. «Более скрупулезное изучение платежеспособности клиентов привело практически к двукратному росту отказов в автокредитовании», — пояснила «ДС» ситуацию заместитель начальника управления рекламы и связей со СМИ банка «Хрещатик» Леся Цыбко.

Практически незаметными на рынке в первом полугодии были новички, громко заявившие о себе в начале года, — финансовые компании, созданные автопроизводителями: в январе на наш рынок вышла ФК Renault Finance, в начале июля — ФК Nissan Finance. Они забыли о своих недавних обещаниях дешевых кредитов и продавали займы по ценам украинских банков. Поясняя такую политику слабым финансированием со стороны заграничных владельцев. Единственное преимущество финкомпаний сегодня — это лояльные требования по клиентским взносам. «Мы не меняли эти условия: до шести лет кредитуем без первоначального взноса, до семи — при внесении клиентом 10% стоимости авто», — поведал «ДС» гендиректор RCI Financial Service Ukraine Рено д`Оржеваль.

Как и прежде, финансисты выделяли две основные причины ухудшения кредитных условий: не прекращающийся мировой финансовый кризис и активное связывание денежной массы Нацбанком, который продолжает бороться с инфляцией. «На финансовом рынке все еще наблюдается ресурсный дефицит, начавшийся в конце весны. Банки просто не могли аккумулировать достаточный объем ресурсов для кредитования в прежних объемах, потому они были вынуждены серьезно пересмотреть свою кредитную политику», — рассказала «ДС» директор департамента по кредитованию физических лиц на покупку автомобилей Правэкс-Банка Кристина Бойко.

РЕКЛАМА

Валютные потери

Массовое подорожание автокредитов заставило автолюбителей скрупулезнее, чем ранее, просчитывать свои затраты. Это привело к стремительному росту спроса на гривневые займы — по разным оценкам, в 1,5–2 раза. Те хотя и дороже автокредитов в долларах и евро, однако позволяют покупателям иномарок минимизировать валютные риски. Многие из-за них в начале лета попали в настоящий курсовой капкан: после падения наличного курса доллара с 4,9–5 грн./$ в апреле до 4,5–4,6 грн./$ летом им просто не хватило полученных от финучреждений кредитов на покупку авто и пришлось добавлять собственные средства. Несмотря на то что автодилеры называют цены на свои машины в СКВ, договоры по покупке оформляют в гривне по курсу к доллару на день его оформления, а потому ревальвация нацвалюты, происходящая во время ожидания поставки вожделенного авто, неизбежно влечет финансовые потери.

В ближайшее время украинские банки не обещают клиентам улучшения условий автокредитования. «С учетом ожидаемого ускорения роста инфляции ставки по автокредитам могут еще увеличиться: стоимость гривневых займов поднимется на 2–3% годовых, валютных — на 1–1,5% годовых», — рассказал «ДС» Алексей Вегера. Также эксперты допускают еще одно повышение первоначального взноса — до 20% стоимости авто. Поблажек, по мнению экспертов, можно ожидать лишь от финансовых компаний с иностранными корнями. В 2009 г. предвидится появление в Украине финансовых «дочек» сразу трех автопроизводителей — Toyota, Audi и Volkswagen, а также увеличение объемов кредитования уже работающих на рынке ФК. По мере обострения конкуренции в данном сегменте, эксперты прогнозируют снижение кредитных ставок.

Автор – Антон Одарюк
Источник – http://www.dsnews.ua