кредит на автоИсчерпав возможности снижения ставок по автокредитам, банкиры заманивают заемщиков более лояльными условиями и новыми услугами. Но после этого они все чаще отказывают наивным заемщикам в финансировании их покупок. Правда, даже несмотря на строгий отсев, финансистам удается ставить рекорды по объемам финансирования покупок машин.

Круг заемщиков расширили

Выросший в прошлом году на 43% объем продаж «железных коней» позволил банкирам весьма существенно нарастить объемы автокредитования: по разным подсчетам, в среднем по рынку они увеличились на 45–50%. Чаще всего займы оформлялись под покупку недорогих моделей. «Около 35% выданных нами кредитов оформлялись на покупку автомобилей производства ВАЗ, порядка 20% — Daewoo, 15% — Chevrolet, 5% — Skoda. Значительную долю в нашем портфеле занимают также займы на покупку Mitsubishi (около 4%), Opel (3%) и «ГАЗ» (2%)», — рассказал «ДС» директор департамента кредитования физлиц на покупки автомобилей Правэкс-банка Владимир Боровик.

Рост автокредитования продолжился и в первые месяцы этого года. «За январь–февраль мы увеличили портфель автокредитов в 1,5 раза», — отметила в разговоре с «ДС» главный экономист управления розничных продуктов банка «Хрещатик» Ирина Рудая. Свершения финансистов сегодня поясняют не столько очередным витком увеличения спроса на машины, сколько либерализацией условий кредитования. «Наш базовый сегмент — это кредитование автомобилей стоимостью $15–50 тыс. В этой группе самый маленький удельный вес просроченной задолженности. Для этого сегмента мы улучшили условия кредитования», — сообщила «ДС» заместитель председателя правления АКБ «Укрсоцбанк» Ирина Князева. По словам банкиров, срок кредитования увеличен до семи лет без первоначального взноса для иномарок и 10% — для автомобилей стран СНГ. Кроме того, некоторые банки уменьшили возрастной порог заемщиков: если ранее оформить подобный кредит мог лишь человек старше 25–26 лет, то теперь нижний возрастной порог — 22–23 года.

Большим спросом у водителей пользовалась программа, которую в финучреждениях называют Trade-in. Она позволяет обменять подержанный автомобиль на новый с доплатой (если он был куплен в автосалоне). Кроме того, постепенно внедрялись и новые продукты — одним из них стала схема Buy-back. «Погашение почти половины кредита откладывается до конца срока выплаты займа, то есть клиент гасит лишь часть основного долга. По истечении срока можно продать авто и закрыть долг, после чего переоформить кредит на новое авто», — пояснила «ДС» Ирина Рудая.

Одновременно с внедрением новых схем финансисты упрощали процедуры предоставления займов на покупку машин, сокращали пакет подаваемых заемщиком документов и благодаря этому уменьшали сроки рассмотрения кредитных заявок. «Важно, чтобы банк смог обеспечить скоординированные действия персонала, нотариуса и страховой компании, чтобы оформление сделки не растягивалось на несколько дней», — говорит начальник департамента развития партнерской сети UniCredit Bank Сергей Слюнько.

РЕКЛАМА

Водители перестают платить

Но неуемная страсть финансистов к увеличению заработков любой ценой дала о себе знать. «Основной проблемой для банков стало увеличение уровня проблемной задолженности по автокредитам. Поскольку многие, пытаясь нарастить объемы кредитования, пренебрегали проведением качественной оценки платежеспособности и кредитоспособности своих клиентов», — отметил Владимир Боровик. По словам специалистов, за последние несколько месяцев объемы невозвратов по автокредитам выросли на 25–30%. У некоторых финучреждениях доля проблемной задолженности достигла 2–2,5% портфеля (при среднерыночном показателе 1–1,8%).

Финансисты, не желая терять ни копейки, обещают переложить свои потери на плечи заемщиков. Уже с нынешней весны получить автокредит будет сложнее. Банкиры намерены отказывать в предоставлении займов при возникновении малейших подозрений о платежеспособности водителей. Кроме того, они собираются выдавать займы в отделениях по месту прописки заемщика. «Еще одна мера борьбы с невозвратами — установление повышенных комиссионных платежей и процентных ставок при оформлении более рискованных кредитов», — рассказал «ДС» г-н Боровик. Базовые условия автокредитования в ближайшие месяцы будут меняться весьма незначительно — специалисты уверенны, что займы не подешевеют более чем на 0,5–1% годовых. «Банки, специализирующиеся на автокредитовании, сейчас предлагают валютные займы под 11–13% годовых в валюте, 16–17% — в гривне и комиссиями на уровне 1–2% суммы кредита сроком до пяти лет», — сообщил «ДС» начальник казначейства АКБ «Киев» Алексей Козырев.

При условии сохранения нынешних тенденций специалисты рассчитывают в этом году на солидный прирост объемов автокредитования. «На протяжении весны они могут вырасти на 50%, а до конца 2007 года — как минимум вдвое», — прогнозирует председатель наблюдательного совета банка «Демарк» Александр Стеценко. Одним из решающих факторов в ближайшее время станет наличие машин в продаже. «Сейчас существует огромный дефицит автомобилей: люди получают решение о предоставлении кредита и долгое время вынуждены ждать получения машины», — пояснила «ДС» ситуацию Ирина Князева.

Источник – http://dsnews.com.ua