Уже четвертый месяц в Украине не выдают молодежных кредитов на приобретение жилья. По словам чиновников, ситуация изменится только после выхода нового постановления Кабинета Министров, которое внесет изменения в механизм предоставления молодежных кредитов. Это постановление должно появиться совсем скоро, однако уже сейчас понятно, что условия получения кредитов станут более жесткими, а сами кредиты – менее доступными.
Программа жилищного кредитования молодежи была приостановлена 1 декабря прошлого года. Причинами этого, согласно официальным сообщениям, стали исчерпавшиеся финансовые лимиты фонда, предусмотренные бюджетом 2005 года, а также замечания общественности и Министерства финансов Украины относительно программы.
В чем заключались замечания общественности и Минфина, пояснил председатель Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству Валерий Омельчук: “Иногда молодые семьи, которые на самом деле обеспечены жильем, используют нашу льготную программу для покупки еще одной квартиры или дома, чтобы впоследствии получить выгоду”. Поэтому заключение договоров с заемщиками фонд возобновит только после выхода нового постановления Кабинета министров, которое ужесточит механизм предоставления молодежных кредитов.
Если верить обещаниям министра по делам семьи, молодежи и спорта Юрия Павленко, данным им на коллегии министерства 4 февраля 2006 года, новое постановление Кабмина должно увидеть свет уже в ближайшее время. Ибо именно тогда, 4 февраля, Юрий Павленко заявил, что проект нового постановления уже разработан, завизирован в соответствующем порядке и передан в Кабмин, который, в свою очередь, должен рассмотреть и утвердить его в течение ближайших двух недель.
Льготный кредит – только согласно рейтингу
Если говорить об изменениях в программе жилищного кредитования молодежи, то начать следует с того, что таковых программ Фонд содействия молодежному строительству реализовывал две. Первая из них – собственно государственное кредитование, осуществляемое непосредственно фондом. Такие кредиты выдавались молодым семьям, в которых возраст каждого из супругов не превышал 35 лет (или одиноким молодым людям до 35 лет), сроком на 30 лет под 3% годовых. Причем если в такой семье появлялся первый ребенок, то от уплаты 3% годовых она освобождалась. Семьям с двумя детьми государство не только предоставляло беспроцентный кредит, но и “прощало” 25% суммы кредита, а семьям с тремя детьми и больше вообще нужно было погасить лишь 50% предоставленной суммы.
Так вот, условия предоставления таких кредитов были существенно изменены еще осенью прошлого года. 26 октября Министерство по делам семьи, молодежи и спорта утвердило “Инструкцию о порядке определения преимущества в предоставлении льготных долгосрочных кредитов молодым семьям и одиноким молодым гражданам на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья”.
Поводом для появления этой инструкции также послужили многочисленные замечания к работе программы. Дело в том, что чрезвычайно выгодные условия государственного кредита привлекали огромное количество желающих. Как следствие – образовались многотысячные очереди, и дождаться долгожданного кредита до наступления 35-летнего возраста было в прямом смысле слова нереально. По крайней мере для “простых смертных”.
Устав от постоянных обвинений в коррупции, Фонд содействия молодежному жилищному строительству разработал инструкцию, которая и была утверждена профильным министерством 26 октября 2005 года. Этот документ вводил единые четкие критерии платежеспособности и первоочередности предоставления государственных кредитов молодым семьям. Кроме того, ответственность за правильное продвижение по очереди ложилась не на чиновников фонда, а на компьютерную программу.
Рассчитывать на льготный кредит, согласно инструкции, могут только те семьи, тройной совокупный доход которых, оставшийся после уплаты ежеквартального платежа и процентов за первый квартал, не меньше троекратного прожиточного минимума на соответствующий год. Кроме того, благодаря новой инструкции рассчитывать на льготный государственный кредит теперь могут только некоторые социальные группы: дети-сироты, многодетные семьи, ученые и спортсмены.
Практически это выглядит следующим образом. После того как семья подает документы в фонд, вся информация вносится в компьютер, и уже компьютер путем сложения баллов рассчитывает ее рейтинг. За что и сколько баллов начислять – прописано в инструкции. К примеру, тем, кто пользуется правом первоочередного или внеочередного получения жилищных помещений, насчитывается 10 баллов; семьям, в которых возраст одного из супругов в текущем году достигает 35 лет, – 9 баллов, молодым ученым – 8 баллов, выдающимся спортсменам – 7 баллов. Также разное количество баллов присваивается за научную степень и ученое звание (от 1 до 5). По одному баллу приплюсовывается за каждого ребенка. Кроме того, учитывается срок регистрации кандидата в региональном управлении фонда: до 3 лет – 1 балл, от 3 до 5 – 2 балла, более 5 лет – 3 балла. В итоге каждая семья получает свой рейтинг и уже на этом основании занимает свое место в очереди.
Данная инструкция должна была вступить в силу 21 ноября. Однако если учесть, что с 1 декабря молодежные кредиты вообще перестали предоставляться, а фонду нужно было время на тестирование компьютерной программы и сбор новых документов с “очередников”, то можно предположить, что в полную силу она заработает лишь после выхода нового постановления Кабмина и возобновления заключения кредитных договоров.
Компенсация – тоже не всем
Вторая программа, по которой работал Фонд содействия молодежному жилищному строительству, – компенсация процентных ставок по молодежным жилищным кредитам. Суть этой программы состояла в том, что молодые семьи или одинокие молодые люди брали обычный банковский кредит, выплачивали его, а фонд компенсировал этим семьям часть выплачиваемых банку процентов в размере учетной ставки НБУ (сейчас 9,5%). На первый взгляд – тоже очень выгодная программа: 16% (банковская ставка) – 9,5% (компенсация) = 6,5%. Тем более что семьям с двумя детьми фонд компенсировал полуторную учетную ставку, а семьям с тремя и более детьми – двойную (сейчас 19%).
Однако здесь не все так просто. Расчетная стоимость 1 кв. м жилья, которая используется при исчислении компенсации, определяется местными органами власти и в Киеве до недавнего времени составляла 2184 грн. Естественно, эта цифра намного меньше реальной рыночной стоимости жилья. В итоге фактический размер компенсации составлял в среднем не 9,5, а только около 3%.
Кроме того, в случае досрочного погашения кредита или задержки платежа по кредиту более чем на три месяца следовало автоматическое расторжение договора о предоставлении компенсации.
Много говорили также о задержках поступления компенсаций (кстати, в условиях договора о предоставлении компенсации четко сказано: “Фонд не несет ответственности за несвоевременное перечисление денег”), а также о достаточно высоких процентах, которые “дерут” за свои услуги агентства недвижимости, работающие с фондом.
Но как бы там ни было, программа компенсации процентных ставок по молодежным жилищным кредитам оставалась значительно более доступной с точки зрения возможности участия в ней. Очередей практически не было, и, как уверяли риэлторы, оформить такой кредит можно было всего за месяц-полтора.
Однако это уже в прошлом, так как именно эта программа, скорее всего, претерпит изменения после выхода в свет нового постановления Кабинета министров. Уже известно, что отныне претендовать на получение компенсационных кредитов смогут только те молодые люди, которые стоят на квартирном учете в своем городе. Именно такая норма, по мнению авторов постановления, должна препятствовать получению льготных кредитов теми семьями, которые на самом деле обеспечены жильем.
Вторая новация в проекте документа касается объектов кредитования. Фонд предлагает установить конкретные квоты на кредитование новостроек и жилья, продаваемого на вторичном рынке. “Инвестирование средств при помощи госбюджета в покупку жилья на вторичном рынке приводит к спекуляциям и росту цен на квартиры. При постройке же жилья увеличивается предложение на рынке недвижимости. А появление новых квадратных метров способствует развитию экономики: строительство – это рабочие места, повышение отчислений в бюджет в виде налогов. У государства есть свои задачи”, – говорит Валерий Омельчук. Правда, пока неизвестны конкретные цифры – сколько именно займов будет выдаваться на покупку новых и старых квартир. Кроме того, весьма сомнительным выглядит это намерение в свете последнего скандала со столичной компанией “Элита-центр”.
Краткие выводы
Все вышесказанное наталкивает только на один вывод: очень похоже, что в этом году молодежные кредиты на жилье станут еще менее доступными. Это касается и программы частичной компенсации процентных ставок, и программы государственного кредитования. Первой – ввиду вводимого требования о пребывании на квартирном учете и пока еще совершенно непонятного квотирования, второй – из-за уже введенного рейтингования. Конечно, никто не спорит с тем, что молодых ученых и выдающихся спортсменов необходимо поддерживать, не говоря уже о малообеспеченных и многодетных семьях, однако стоит ли делать это, отбирая надежду у тысяч других молодых семей, – вопрос спорный.
Еще один вывод, который можно сделать уже сегодня, – это то, что в нынешнем году средств для обеспечения жильем даже самых нуждающихся опять не хватит. Ведь в нынешнем году Фонд содействия молодежному жилищному строительству исчерпал финансовый лимит значительно раньше окончания года. А в бюджете на 2006 год средств на молодежное кредитование заложено всего на девять миллионов гривен больше, чем в бюджете на 2005 год.
Правда, в этом году Фонд содействия молодежному жилищному строительству планирует реализовать еще две программы – кредитование молодых семей через системы жилищно-строительных сбережений в Ощадном банке, а также привлечение для молодежного кредитования части средств Государственного ипотечного учреждения (согласно бюджету на 2006 год оно должно привлечь под государственные гарантии 1 млрд. грн.). Правда, каков будет механизм реализации этих программ, пока не знают даже в самом фонде.
Источник – Ирина СВЕТИКОВА, “Кіевскій телеграфЪ”, N 12, 24-30 марта 2006