Кредиты, распродажи и новые автомобили: кризиса больше нет?Несколько торговых центров запустили рекламу беспроцентных кредитов на свои товары. Представители престижных автомобильных марок объявляют об открытии новых салонов в Украине. В супермаркетах снова очереди. Дно кризиса уже пройдено или все это – лишь небольшое затишье перед очередной экономической бурей, выясняла интернет-газета “СЕЙЧАС”.

 

Потребительские настроения украинцев начали улучшаться только в августе (опрос GFK Ukraine), но дали о себе знать уже спустя месяц. В стране растут продажи бытовой техники, мобильных телефонов и автомобилей. Эксперты прогнозируют бум продаж – 2009 на ноябрь и декабрь. Неужели кризис остался позади?

Почти как до кризиса

Первые признаки докризисной жизни начали возвращаться в Украину. И возвращается именно то, что, по мнению большинства аналитиков , стало причиной усугубления экономической ситуации – потребительские кредиты. Недавно интернет-газета “СЕЙЧАС” писала, что от 30% до половины кредитов в украинских банках – “проблемные”, то есть имеют все шансы остаться неоплаченными. В основном это – займы на приобретение товаров. И что же банки – снова наступают на те же грабли?

Супермаркеты  “Эльдорадо” и “Фокстрот” рекламируют нулевые кредиты на свои товары. Стиральные машинки и пылесосы вновь раздают без справки о доходах. Но, обжегшись на молоке, дуют и на воду. Массовой раздачи благ уже не будет. В сервисном центре супермаркета “Фокстрот” интернет-газете “СЕЙЧАС” объяснили, что товары в кредит – временная акция, которая заканчивается в конце недели, а желающему в ней поучаствовать необходимо самому оплатить 30% покупки.

К тому же беспроцентный кредит – рекламная утопия, утверждает аналитик “Простобанк Консалтинг” Владимир Паюк. “Эффективные ставки по таким кредитам составляют порядка 80% годовых, тогда как год-полтора назад в среднем “реальные” ставки по таким ссудам составляли 50-55%”, – рассказал он интернет-газете “СЕЙЧАС” . За счет новых дорогих “хороших” кредитов банки пытаются перекрыть часть старых и “плохих”. По данным “Простобанк Консалтинг”, получить потребительский кредит можно только в семи банках. Основная часть ссуд – кратковременные, на полгода-год.

Ссуда от производителя

РЕКЛАМА

Флагманом по предоставлению кредитов в Украине считается автомобильный рынок. Ссуды на приобретение нового средства передвижения банки начали выдавать еще летом, когда о выходе из кризиса не было и речи. Если в июле такие кредиты выдавали семь банков, то сейчас их уже 12.

Активное кредитование стало стимулом роста продаж на этом рынке. Даже в июле, который для авторынка традиционный “несезон”, продажи выросли на 16%. Автодилеры не сомневаются в росте продаж и в дальнейшем. Свидетельство тому – открытие только за текущий месяц двух новых автосалонов – Infiniti и Suzuki.

Но автомобильного бума, который охватил Украину в 2007-2008 годах, больше не будет, уверен директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко. “Рынок восстановиться на докризисном уровне через пять-шесть лет”, – заявил он интернет-газете “СЕЙЧАС”. Более того – как и в рознице, необеспеченных кредитов больше давать не будут, займы нынче дорогие и с обязательным первоначальным взносом. Но на рынке наметилась новая, неизвестная доселе, тенденция – кредитовать покупателя будут не банки, а сами производители автомобилей. “Производитель может свернуть производство, но в таком случае снижается рентабельность. Машины становятся “золотыми”, цена их растет, а продажи падают. А можно не сворачивать производство и самому выдавать кредиты”, – говорит Назаренко. Уже сейчас несколько представителей крупных автокомпаний в Украине предоставляют кредиты на приобретение своей продукции, а к весне, по прогнозам эксперта , эта тенденция станет массовой.

Спрос накопился

Возобновление кредитования и активности покупателей – это еще не окончание кризиса, а лишь сезонное явление, утверждают специалисты. Это отчасти результат улучшения потребительских настроений в августе. “Спрос откладывался. Люди ждали очередного экономического обвала ближе к осени. Но отложенный спрос превысил некий допустимый уровень, и украинцы поняли, что пришло время потратить определенное количество накопленных денег”, – объяснил интернет-газете “СЕЙЧАС” директор Международной маркетинговой группы Дмитрий Роденко. По его мнению, одной из решающих причин того, что люди вновь отправились в магазины за покупками, стала относительная стабильность валютного курса на протяжении последнего месяца.

По прогнозам Роденко, покупательская активность украинцев будет увеличиваться до января. Ноябрь – декабрь – традиционное время предновогодних покупок. В дальнейшем судьба этой антикризисной тенденции будет зависеть от множества факторов. Традиционный спад продаж в январе-феврале совпадет с президентскими выборами и периодом неопределенности. Кроме того, на настроения покупателей будет влиять факт выдачи или невыдачи кредита МВФ и, как следствие, стабильность курса доллара к гривне. С учетом всех этих факторов торговые сети и супермаркеты объявляют о кредитах, распродажах и скидках в надежде заманить к себе побольше покупателей, пока они снова не передумали тратить деньги.
 
Источник – СЕЙЧАС