У банкиров наступили нелегкие временаКрупнейшие банки прекратили выдавать гривневые ипотечные ссуды, а долларовые дают только заемщикам с безупречной репутацией; средняя стоимость межбанковских кредитов «овернайт» последние два месяца достигает 24%, тогда как в 2007 году этот показатель составлял 3%; по рынку ходят упорные слухи о том, что несколько мелких банков находятся на грани дефолта. Еще год назад никто бы не поверил, что все это происходит с банковской системой Украины.

Что же такого случилось с банковским рынком, который за считанные месяцы сменил активный рост на торможение?

Поборолись с ростом цен

Основных причин всего две — мировой финансовый кризис и борьба украинского правительства с инфляцией. Если события на внешних рынках привели к значительному удорожанию зарубежного долгового капитала для отечественных банков, то действия Кабмина и Нацбанка, направленные на изъятие «лишних» денег из экономики, создали нешуточный дефицит гривни в банковской системе и, как следствие, стремительный рост цен на национальную валюту.

Добавим к этому ряд постановлений НБУ, которые существенно усложнили выдачу кредитов. Так, в начале года регулятор обязал банки, выдающие долгосрочные ссуды, подтверждать наличие у них такой же «длинной» ресурсной базы. В обратном случае у банков могут начаться проблемы с выполнением экономических нормативов. Еще один пример — с середины апреля вступило в силу постановление, согласно которому банки должны формировать обязательные резервы под средства, привлеченные у банков-нерезидентов.

Масла в огонь подлило международное рейтинговое агентство S&P, поспешив сообщить, что по их расчетам показатель потенциально проблемных активов украинских банков достиг 75% (!).

Красивое английское слово — дефолт

Результат не заставил себя ждать — на рынке существенно снизились объемы выдачи долгосрочных кредитов, банки понемногу начали распродавать свои портфели ценных бумаг, а пессимистично настроенные эксперты заговорили о возможных дефолтах. «Если финансовый кризис будет углубляться, начнутся банкротства украинских банков», — заявил в интервью «ДЕЛУ» председатель правления БМ Банка Виталий Ломакович. Частично с ним соглашается аналитик инвесткомпании «Юпрас Капитал» Андрей Тарасенко. «Следующие 3-4 месяца будут определяющими для украинских банков, и если они сумеют их благополучно преодолеть, можно будет говорить о достаточной стабильности украинской банковской системы», — полагает он.

Наибольшие трудности поджидают мелкие финучреждения. «В сложившейся обстановке у ряда небольших банков, которые вели агрессивную политику в розничном бизнесе и не имели при этом достаточно ресурсов, могут быть серьезные проблемы, вплоть до дефолтов», — говорит руководитель управления розничного кредитования ПриватБанка Роман Негинский. Тем не менее, по словам эксперта, банкротство одного или даже нескольких мелких банков вряд ли может вызвать «эффект домино» или панику среди вкладчиков.

Хотя именно последний фактор — настроения вкладчиков — аналитики называют наиболее рисковым для финучреждений. «Банковская система Украины где-то на 40% фондируется за счет различных депозитных проектов физлиц. И самая большая опасность для наших банков заключается в том, что из-за высокой инфляции, колебаний валютного курса, политической нестабильности население начнет паниковать и массово забирать депозиты», — объясняет аналитик инвесткомпании «Ренессанс Капитал Украина» Владимир Динул. Впрочем, даже при самом пессимистическом сценарии эксперты отмечают один утешительный момент: у Нацбанка есть опыт работы в кризисных ситуациях. К примеру, во время «оранжевой» революции началась паника среди вкладчиков банков, и только оперативное и адекватное вмешательство НБУ предотвратило крах финансовой системы.

Экстренное торможение

РЕКЛАМА

Так что большого количества банкротств финучреждений мы не увидим. Другое дело — замедление роста отечественного банковского сектора. Эксперты уже сейчас об этом говорят как о свершившемся факте. «До конца года будет наблюдаться серьезное замедление по росту активов у большинства банков. По итогам 2008 года рост активов не превысит 30%», — прогнозирует заместитель предправления Сбербанка России Владислав Кравец. Для сравнения, за последние три года общие активы банковской системы увеличивались в среднем на 64,8%. Причем основной спад роста, по оценкам аналитиков, придется на третий и четвертый кварталы этого года.

Главным драйвером роста в прошлые годы было розничное кредитование, которое в 2004-2007 годах ежегодно прирастало в среднем на 120% (!). Теперь же именно кредитование населения станет основным тормозом всей банковской системы. «В первую очередь банки снизят долю ресурсоемких видов кредитования и программ с наименьшей маржой. По отношению к физлицам — это ипотека», — объясняет Роман Негинский.

Слова эксперта подтверждает невеселая действительность. Лидеры ипотечного рынка уже приостановили выдачу кредитов в гривне, ссуды в иностранной валюте выдаются только избранным клиентам, а многие банки-середняки и вовсе отказались от долгосрочных кредитов.

Непростые времена ждут и заемщиков-юрлиц. «Банки вынуждены будут вводить серьезные ограничения по кредитованию корпоративных клиентов, что, конечно, приведет к отказу от многих инвестпроектов», — считает Негинский.

А вот от одного из «стимуляторов» инфляции — потребкредитования — банки пока отказываться не спешат. «Несмотря на все трудности — ужесточение политики НБУ, удорожание ресурсов и увеличение доли проблемных займов — потребительские кредиты остаются в 2008 году очень выгодным направлением бизнеса», — рассказывает первый зампредседателя банка «Контракт» Павел Крапивин.

Цены надвое

Замедление темпов роста банковской системы уже сказалось на стоимости отечественных финучреждений. «Кризис привел к тому, что украинские банки упали в цене. Если в прошлом году они были одними из самых дорогих в Европе и продавались по 4-4,5 капитала, то сейчас торгуются на ПФТС по цене от 2 до 2,5 капитала», — рассказывает Тарасенко. Если бы еще год назад собственник даже небольшого отечественного банка согласился продать свое детище по такой цене, к нему наверняка выстроилась бы очередь из инвесторов.

Сейчас же продать украинский банк за 3-3,5 капитала — удача. И причина здесь не только в падении привлекательности наших банков, но и в том, что на мировых финансовых рынках также проблемы с ликвидностью, поэтому деньгами, как раньше, никто из западных инвесторов так просто не разбрасывается.

Правда, есть в сегодняшней ситуации и свои положительные стороны. Многие банкиры, наученные горьким опытом этого года, наверняка вынуждены будут пересмотреть стратегию развития и отказаться от фокусирования на каком-то одном сегменте, например, ипотеке или автокредитовании. Свой шанс получат забытые во время кредитного бума другие банковские продукты, среди которых экс-перты выделяют карточный бизнес, валютные операции на межбанковском рынке, лизинг, факторинг. Кроме этого, сами финансисты не исключают, что могут заинтересоваться инвестиционным банкингом, в частности андеррайтингом и сопровождением сделок по слиянию-поглощению.

Автор – Борис Давиденко
Источник – http://delo.ua