Несколько дней из жизни кредитора, у которого голова идет кругом от банковских схем и установокПочём сегодня доллар? Этим вопросов обеспокоены все, кого угораздило до осени прошлого года набрать в кредит «дешевой» зелени. Наивные ожидания множественных плательщиков, обильно сдобренные обещаниями власть имущих, оказались сказочными фантазиями. Ни рассчитываться по старому курсу, ни разделять убытки на троих с государством, ни предоставлять элементарной отсрочки им никто не собирался.

Поэтому информация о проведении валютных аукционов, на которых государство поделится льготным долларом с должниками не только по контрактам, но и по кредитам стала проблеском надежды во мраке кабалы, в которую волей-неволей попали те, кому ежемесячно необходимо приобретать немалую сумму в американской валюте.

Клиенты банка, в котором я оформил ипотечный кредит, 3 марта выстроились в очереди, чтобы подать заявку на покупку нужных долларов по сниженной стоимости. Именно в этот день банк огласил, что будет принимать участие в аукционе НБУ, который был запланирован на следующий день. В отделении, где я получал занимаемые деньги, в то утро я был одним из первых посетителей. Отдавая заявку, попросил менеджера направить её не на завтрашний аукцион, а на торги, которые запланированы на пятницу, 6 марта, как сообщил накануне Нацбанк. В ответ меня заверили, что на среду мою заявку и не примут, так как этот аукцион будет проводиться только для тех должников, у которых есть простроченные платежи. А мне, как плательщику добросовестному, место на аукционе именно в пятницу.

Это меня вполне устраивало. Я понимал, что для выкупа заветных долларов ожидать зарплаты, которую последние три месяца дают весьма нерегулярно, тщетно. А стало быть, времени помести по сусекам, подзанять и найти возможность расплатиться было в обрез. Кроме того, менеджер меня «обрадовал» дополнительными деталями.

Несмотря на указание НБУ продать купленную для заёмщиков валюту в течении 5 дней, банк продиктовал своё условие – за купленный доллар рассчитаться в течении трёх дней, иначе его отпустят на рынок для того, чтобы снова продать. К тому же, отсчёт банковских дней начинается со дня проведения аукциона, а понедельник, выпавший в календаре после женского праздника выходным, тем не менее тоже посчитают. То есть вторник, первый будний день, будет последним, когда льготными долларами будут готовы погасить мою месячную задолженность.

До вторника, 10 марта, мне удалось собрать энную сумму в гривнах. Для покупки заказанной на аукционе суммы не хватало всего ничего, поэтому я решил добить недостающее из скудного запаса американских денег, отложенных на «черный день». Обменяв подороже 100 зелёных на существенно ослабевшие, но родные банкноты, я с чистой душой отправился рассчитаться по долгам.

Но ничего хорошего не происходит просто так, особенно в банках. Там мне сообщили, что заявка моя, поданная впереди планеты всей, после двух аукционов удовлетворена, но не полностью. Для погашения ежемесячного долга не хватает каких-то…100 долларов, которые я только что благополучно продал. И которые мне снова совершенно неожиданно понадобились. А к заявке моей отнеслись то ли не совсем внимательно, то ли вовсе халатно.

РЕКЛАМА

В спешке собрать как можно больше валютных запросов на первый аукцион, проведённый ещё неделю назад, заявленную мной сумму в долларах вообще не учли. В информации, предоставленной Нацбанку, указали меньшую на те самые 100. Оказалось, это процентов за короткий февраль мне насчитали мало. А валюты продали ровно столько, сколько попросили. Точнее слили из базы ипотечных кредитов, будто дополнительной заявки никакой и не было. Меня же обязали «переписать заявочку» уже на «нужное» количество долларов. Причём 4-тым числом марта. На вопрос же почему я вообще должен доплачивать недокупленное, если оно мне якобы и не насчитано, мне ответили – кредит аннуитетный, платежи каждый месяц равные, больше насчитать могут, а меньше – нет.

Пришлось недостающие доллары докупать на только что купленные гривны. От количества операций с валютой кругом голова, но от каждой проигрывает только клиент. И описанное выше мало похоже на стремление пойти честному плательщику на встречу и позволить ему хотя бы немного сэкономить. Но удивление всё это вызывает уже только у самых наивных.

Возникает только несколько неудобных вопросов к коммерческому финучреждению: почему информация о результатах аукциона, в том числе о приобретённой сумме в валюте не разглашается клиенту заранее и в подробностях? Как при трёхдневном сроке, за который требуется выкупить доллары, мне продали 10 числа валюту, купленную ещё 4-го, а не 6-го, как я попросил? Каким образом обрабатывается информация в заявках клиентов и учитывается ли она вообще, если на аукционе оперируют данными, взятыми непосредственно из базы ипотечных должников, без всякого уточнения и контроля, о котором постоянно трубит Нацбанк?

Зачем вообще пишутся постановления НБУ, кто выполняет их беспрекословно, кто принимает решение считать официально выходные дни банковскими, когда и банки-то все закрыты? И наконец, кто лукавит – НБУ, утверждающий, что на аукционе для кредитных должников удовлетворяет заявки полностью или коммерческий банк, который склоняет быть благодарным и за купленную сумму, так как половину запросов на пятничных валютных торгах, как утверждают менеджеры, не удовлетворили вовсе? В том числе оставили без внимания и дополнительную заявку, которой, спохватившись, пытались исправить ошибку в моём случае и докупить недостающую сотню.

P.S. Уже на следующий день после того, как была создана эта заметка, 11 марта, банк всё-таки решил любезно сообщить мне по смс о том, что валюта куплена на пятничных торгах 6 марта по курсу 7,8. Количество приобретённых долларов так и не упомянули, но что самое примечательное – выкупить их я могу, как оказалось, до 13 часов 13 марта, пятницы. То, что клиент о реальных сроках выкупа узнал последним, видимо, списали на очередную нелепую случайность. И не важно, чего стоило обычному заёмщику расчитаться с банком строго в том порядке, на который ему указали изначально.

Источник – http://narod.mycityua.com