Молодежное кредитование в Украине

До недавнего времени молодежное кредитование оставалось единственным ключиком для молодой семьи к возможности получить овеянную мечтой квартиру. Тем не менее с приходом «новой» власти у многих отобрали и этот шанс. На льготное кредитование катастрофически не хватает денег, частичная компенсация банковских процентов не предоставляется уже девять месяцев, а стоимость жилья продолжает расти.

Несмотря на сегодняшние проблемы, за последние 8 лет благодаря государственному Фонду содействия молодежному жилищному строительству более 2500 харьковских семей отметили новоселье. И, кстати, как утверждают в региональном отделении фонда, именно среди этих обладателей собственного жилья достаточно высокая рождаемость. О том, какие ныне шансы у харьковской молодежи на получение льготного жилья, рассказал Александр Вензель — руководитель Харьковского отделения Всеукраинской ассоциации «Укрмолодьжитло».

— Проблема обеспечения жильем молодежи возникла очень давно. Еще тогда, когда Страна Советов создала многомиллионные очереди на квартиры, поставив молодежь в их конец. Для государства в этом была и экономическая, и политическая выгода. Во-первых, простояв в очереди порядка 15 лет, любой советский человек уже отрабатывал государству стоимость «бесплатной» квартиры. Во-вторых, очередь на многие годы привязывала людей к одному месту жительства и работы. И главное — нивелировала личность и позволяла держать людей в страхе переноса срока получения жилья.

— Когда в Украине впервые появились молодежные жилые комплексы, давшие молодым семьям реальный шанс получить жилье не через 15-20 лет, как полагалось, а уже через 2-3 года? Насколько я знаю, именно они положили начало сегодняшнему молодежному кредитованию.

— Да. Это было в середине 80-х годов. Тогда многие специалисты ходили со своих рабочих мест в строительные организации, где участвовали в сооружении сверхплановых домов, в которых и получали квартиры. В Харькове было более 10 таких МЖК. И после развала Советского Союза некоторые из них выжили. Осталась и ассоциация МЖК Украины, которая была переименована в «Укрмолодьжитло». Именно создатели МЖК, объединившись, еще в 1992 году выступили с инициативой введения доступных кредитов для молодежи. Нас поддержали многие парламентарии, министры, чиновники. Готовилась законодательная база, при ассоциации был создан Фонд содействия молодежному жилищному строительству, разрабатывался механизм предоставления кредитов. А в 1996 году фонд стал государственным. Это было условием финансирования кредитов из госбюджета. Но только в 1998 году в госбюджете было предусмотрено шесть миллионов гривен на молодежное кредитование. Харьковчане первыми в стране получили жилье по этой программе. Правда, не государственные деньги это решили, а поддержка главы облгосадминистрации Олега Демина. Именно с его подачи был пересмотрен областной бюджет 1998 года и заложен первый миллион гривен на молодежное кредитование.

— Был ли в конце 90-х годов спрос на подобный льготный кредит?

— Была проблема. Отсутствие культуры долгосрочного кредитования, недоверие к государству, неуверенность в завтрашнем дне — все это мешало работать. Первые три года работы льготные кредиты (на 30 лет в гривне, под 3% и с массой льгот) получали все желающие. Их было так немного, что когда в конце 2000 года из госбюджета выделили несколько миллионов кредитных ресурсов — в Харькове не хватило желающих. Пришлось часть денег «перебрасывать» на будущий год. Но доверие к фонду возросло, и с 2001 года спрос стал превышать предложение.

— Насколько сильно местные бюджеты — областной и городской — помогали харьковским молодым семьям в получении жилья?

— Нужно сказать, что до 2004 года Харьковский регион был ведущим по объемам местного финансирования. Благодаря этому удавалось получать больше средств из Киева. Если первые четыре года в областном бюджете закладывали по миллиону гривен на кредитование, а город в программе не участвовал, то потом ситуация изменилась. В 2004-2005 годах по областному бюджету проходили только возвраты от выданных кредитов, а Харьков же, наоборот, «компенсировал» этот пробел. Но в прошлом году город не нашел возможности выделить предусмотренные в бюджете 1,2 миллиона гривен, и мы скатились на предпоследнее место по стране. В результате на текущий год уменьшилось финансирование и из госбюджета. Сейчас ситуация снова ухудшилась — предусмотренные в городском бюджете показатели уменьшили еще на 1,5 миллиона гривен, то есть Харьков уже 2,5 года ни копейки не выделяет на кредитование своих молодых семей.

— Насколько успешной была реализация второго механизма государственной помощи молодым семьям в приобретении жилья — частичной компенсации процентной ставки по кредитам коммерческих банков?

— Это была прекрасная возможность для молодых семей. Когда в 2003 году стало ясно, что никакие бюджеты не смогут вытянуть молодежного кредитования, привлечение внебюджетных средств было программным шагом. Конечно, банк не мог дать такой удобный кредит, как государство, но частичная компенсация банковских процентов устраивала очень многих. И с целью эксперимента уже в конце 2003 года такие договоры были заключены в Киеве, Киевской, Харьковской областях. В следующем году в Харькове и области заключили уже 228 договоров. Но вот пришел знаменательный 2005 год, который и стал переломным для частичной компенсации. С приходом нового министра по делам семьи, молодежи и спорта Юрия Павленко в фонде произошли серьезные изменения. Молодой министр решил «по-взрослому» управлять молодежным жилищным кредитованием. Господин Павленко возглавил наблюдательный совет фонда, предварительно сократив его состав с 25 до 7 членов. Раньше треть совета составляли народные депутаты Украины, треть — практики молодежного строительства из разных концов Украины и треть — госчиновники достаточно высокого ранга. В нынешнем же совете нашлось лишь два места для представителей ассоциации «Укрмолодьжитло» и профильного профсоюза. В подавляющем большинстве там коллеги Павленко по исполнительной власти, которые никогда ранее в теме не работали.

РЕКЛАМА

— Помнится, в начале 2005 года Юрий Павленко обещал увеличить количество выданных молодежных кредитов в пять раз. Выполнил ли он это обещание?

— Не только выполнил, но и перевыполнил. Но какой ценой? Поскольку пятикратного увеличения кредитных ресурсов собственно фонда ни в госбюджете, ни на местах не было предусмотрено, то министр изначально лукавил, не разделяя льготные бюджетные кредиты и банковские с частичной компенсацией процентов. Реальное количество льготных кредитов уменьшилось из-за роста стоимости строительства, а частичная компенсация оказалась очень востребованной. Сложив все вместе, получили прирост не в 5, а в 6,8 раза.

— Почему механизм частичной компенсации банковских процентов в итоге был приостановлен и не действует по сегодняшний день?

— В начале года динамика заключения договоров не давала оснований для пятикратного увеличения количества кредитов. Было привлечено дополнительно 10 банков, были выданы дополнительные льготные условия для многодетных и стоящих на квартучете молодых семей. Доверие молодежи к фонду росло, и к лету число желающих (а договоры заключались практически со всеми, кто взял ипотечный кредит в банке) росло на глазах. Все 10 миллионов, заложенные в Госбюджете на компенсацию, были истрачены. Еще 15 миллионов «перебросили» с льготных кредитов. И тут Минфин обратил внимание на общий объем обязательств по заключенным договорам, на позитивную динамику и потребовал «навести порядок». С декабря 2005 года новые договоры не заключались. При потребности в 120 миллионов гривен на компенсацию в госбюджете-2006 было предусмотрено всего 30 миллионов. На сегодня этот дефицит уменьшили еще на 30 миллионов, опять же за счет льготных. О каких новых договорах может идти речь? Дай Бог рассчитаться по старым.

— Вы сказали, что ранее для получения частичной компенсации банковских процентов не требовалось состоять на квартирном учете. Сейчас положение изменилось?

— Да. Если действие программы и будет возобновлено, то это будет обязательным условием получения кредита, так же, как и возраст. А ведь для Харькова отсутствие такого требования было очень важным. У нас живут тысячи семей, которые имеют одинаковую историю. В свое время они приехали в Харьков учиться, остались здесь работать, женились, родили детей, много лет приносят городу пользу, платят налоги, но в паспортах не имеют харьковской прописки. И шансов на получение льготного кредитования у них нет! Так что частичная компенсация была отдушиной для тех семей, которые действительно нуждались в жилье, но не состояли на учете из-за отсутствия прописки.

— С прошлого года фонд ввел специальный рейтинг, якобы для упрощения системы выдачи кредитов и прозрачности механизма…

— Речь идет о льготных кредитах. В министерстве определили приоритетные категории для выбора претендентов на льготные кредиты — это первоочередники, люди с критическим возрастом, молодые ученые, выдающиеся молодые спортсмены и лица, которые очень долго состоят на квартирном учете. Зачем в этом списке появились две последние категории, мне непонятно. Выдающиеся спортсмены сегодня не имеют проблем с финансами, а на квартирном учете долго стоят те, кто пребывал там с рождения в составе семьи. Чем они лучше тех, кто не знал о квартучете до посещения фонда? К тому же данный рейтинг делает недоступным кредит для одиноких людей. Как-то снова по-советски мы это делаем — выстраиваем народ в очереди.

— Можно ли решить проблемы молодежного кредитования на местном уровне?

— Безусловно. Есть местные деньги, которыми распоряжаются местные власти. И мы можем помочь харьковской молодежи, написав специальную программу для Харькова, используя опыт механизма частичной компенсации, который намного эффективнее льготного кредитования. Нужно, чтобы депутаты облсовета или горсовета этого захотели.

Автор – Юлия Ярмоленко
Источник – http://www.vecherniy.kharkov.ua