В настоящее время строительная отрасль Украины ощущает на себе влияние общеэкономического спада, афер на рынке недвижимости, подорожание стройматериалов и энергоносителей. Однако, невзирая на многочисленные негативные прогнозы министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины Павел Качур оптимистично смотрит на развитие отрасли.

– Каковы результаты работы строительной отрасли в 2005 г.?

– В целом по строительному комплексу мы имеем падение в сопоставлении с 2004 г. Однако, если анализировать такой сегмент рынка как жилищное строительства, то здесь наблюдается небольшой рост – 3,3%. В основном мы проводили анализ промышленного строительства, поскольку здесь начался спад. Основная причина уменьшения объемов промстроительства – это отсутствие реализации таких крупных проектов как возведение атомных станции, строительство дорог подобных трассе «Киев-Одесса» и т.д. С начала этого года у нас наметилась хорошая тенденция в строительстве, при том же с опережающими темпами работы в сравнении с аналогичным периодом 2005 г.

– Каковы особенности госполитики относительно реформирования ЖКХ? Начнется ли реформирование ЖКХ еще до парламентских выборов?

– Этим словом – реформирование – мы уже настолько запугали наших людей. Я бы хотел рассказать о плане действий, которые необходимо предпринять для разрешения проблем существующих в жилищно-коммунальном хозяйстве. Я не вижу быстрых решений этой проблемы. До выборов это сделать невозможно, поскольку должна быть программа, рассчитанная приблизительно на 3-5 лет минимум. В первую очередь в ней должно быть заложено то, что проблемы жилищно-коммунального хозяйства должны решаться при содействии ресурсов государства, местных органов власти и коммунальных предприятий. Мы должны осознать, что решить проблемы в этой сфере только силами коммунальных предприятий уже невозможно. Во-вторых, мы должны начать относиться к ЖКХ как к экономической отрасли, со своими экономическими законами и должны перестать вмешиваться туда политическими инструментами, а еще хуже политиканством. В-третьих, какие бы не происходили трансформации в жилищно-коммунальном хозяйстве граждане должны находиться под защитой государства. Мне кажется, что в данной ситуации, когда уже можно говорить о том, что коммунальное хозяйство гибнет, мы должны подойти к нему с соответствующими инструментами и финансовой, и налоговой, и кредитной политики. Программу по реформированию ЖКХ мы представили 2 марта на согласовательном совещании с участием президента Украины.

– Какие предусмотрительные меры намерено внедрить вверенное Вам ведомство, дабы зимой 2007 г не возникла в каком-либо городе ситуация подобная к Алчевской?

– В отношении Алчевска мы дадим указания в виде регламентных работ, которые необходимо осуществить к следующей зиме. Это касается и систем теплообеспечения, и выполнения регламентных работ в полном объеме. Например, в Алчевске отопление было только в 2 домах и когда мне показали разрез трубы одного из домов, то технически спустить воду там невозможно. На данный же момент мы уже утвердили на комиссии, которая рассматривала причины аварии, проведение ряда мер по программе предупреждения техногенных катастроф и их должны будут реализовать все территориальные общины.

– Какие Вы прогнозируете ценовые тенденции на рынке жилой недвижимости в 2006?

РЕКЛАМА

– Я думаю, что если шаги, которые мы намерены сделать, будут реализованы в полном объеме, то тенденции эти будут позитивны для потребителя. Если сохраниться существующая политика в отношении отвода земельных участков, а значит земля для строительства останется недоступной, мы отпугнем людей и возможен отток инвестсредств. На данный момент, мы сделали предупредительные шаги и внесли определенную ясность в этих вопросах. Люди хотят инвестировать свои деньги в жилье и нужно из этого исходить. Поэтому, я надеюсь, мы будем иметь стабильную цену на рынке жилой недвижимости, может быть даже с тенденцией к небольшому снижению.

Каким образом на отрасли отразится повышение цены на газ, в частности в жилищно-комунальной сфере и материалах? Ведь часть экспертов считают, что повышение цены на газ может привести к стагнации в строительной отрасли?

– Я не согласен с этим утверждением, поскольку мы рассмотрели структуру себестоимости материалов и отдельно их газовую составляющую. Наиболее высокий показатель потребления газа – это в производстве цемента. Но уже сейчас 2 цементных завода перешли на уголь и третий цементный завод намерен это сделать в ближайшее время. Такая ситуация будет стимулировать остальные предприятия быстрее начать использовать альтернативные виды топлива. Знаете, когда на рынке уже функционируют предприятия те, что работают на газе и те, что не работают на газе, то видна внутренняя конкуренция, которая будет сдерживать необоснованный рост цен. Поэтому повышение цен в стройматериалах не является такой основной тенденцией для повышения стоимости жилья. На сегодняшний день нас больше беспокоит «закрытый» рынок для прихода новых строительных компаний, готовых строить в полном объеме и строить на «прозрачно» отведенных участках, именно это является сдерживающим фактором формирования корректной цены на рынке.

– Какое место в планах Министерства занимает развитие ипотеки?

– Мы считаем, что это серьезным финансовым инструментом, который обеспечит доступ к жилью людям среднего достатка. Ипотека станет серьезной инъекцией в программе жилищного строительства. Предполагается, что в середине мая данная программа заработает и это означает, что перспективы такого кредитования становятся достаточно реальными. Рынок есть рынок. Если ипотечное кредитование заработает в том объеме, которое предполагается госбюджетом и возможностями самих потребителей, то, скорее всего, и коммерческие банки вынуждены будут внести свои коррекции в систему предоставления кредитов.

– Какова на данный момент политика в отношении молодежного кредитования и чем было вызвано приостановление этой программы?

– Мы очень заинтересованы в реализации этой программы, поскольку она дает возможность, в первую очередь, молодым семьям получить жилье. Свои предложения мы направили в Министерство молодежи и спорта, отвечающее за реализацию данной программы и я с радостью хочу отметить, что уже применено ряд мер по уменьшению непрозрачных механизмов выделения жилья по программе молодежного строительства. Кроме того, хотелось бы, чтобы эта программа работала параллельно, например, с программой развития села. Ведь предоставление молодым специалистам комфортного жилья в селах и районных центрах будет стимулировать их возвращаться в регионы. Подытоживая, я бы хотел сказать, что мы поддерживаем эту программу и считаем ее хорошим стимулом и для строительства, и для разрешения социальных проблем молодежи.

Источник – http://www.ugmk.info