На минувшей неделе банки получили от Национального банка Украины (НБУ) рекомендации по работе с проблемными заемщиками-физлицами. Чиновники посоветовали подопечным банкирам с пониманием относиться к украинским гражданам, которые по непредвиденным обстоятельствам сегодня оказываются не в состоянии гасить свои кредиты.
Согласно постановлению Нацбанка №461 непредвиденными обстоятельствами стоит считать: уменьшение зарплаты (или других денежных поступлений), потерю льгот, работы, тяжелое заболевание. А также развод, смерть членов семьи или прочие обстоятельства, повлекшие за собой снижение доходов, после которого ежемесячные платежи по кредиту начинают превышать 30% денежных поступлений заемщика в месяц. «К нам не перестают поступать жалобы на действия финучреждений и коллекторских компаний, которые чрезмерно давят на проблемных клиентов. А на прошлой неделе дело дошло до крайности: в Донецкой области заемщик повесился, и если верить его родственникам, то из-за того, что не мог погасить кредит — около $10 тыс. Не хватало, чтобы финансистов начали обвинять в доведении до самоубийства. В то же время должна быть грань между теми, кто реально не может гасить займы, и теми, кто просто не хочет этого делать. Ведь достаточно случаев, когда кризисом просто прикрываются, чтобы не платить банкам», — прокомментировали «ДС» новый документ в Нацбанке.
Финансисты признают, что по мере снижения курса гривни украинцы все хуже гасят свои кредиты: по данным НБУ, на 1 июля 72,5% (на эквивалент 179,9 млрд грн.) займов было выдано населению в инвалютах. «Например, в нашем банке, согласно первоначальным графикам, исправно гасится 55% кредитов, выданных физлицам, 35% займов мы реструктуризировали, и клиенты выплачивают их по новым графикам. И только 10% заемщиков, которых действительно можно назвать проблемными. Естественно, среди них есть и те, кто по объективным причинам не может выплачивать кредит, но таких — меньшинство», — сообщил в интервью «ДС» председатель правления OTP Bank Дмитрий Зинков. Банкиры уверяют, что у них все еще есть финансовые возможности для предоставления всевозможных льгот проблемным заемщикам, и советуют не медлить с обращениями. «Одна из основных проблем — это несвоевременность информирования банка о возникновении финансовых трудностей и отказ идти на контакт с ним в добровольном порядке», — сказал «ДС» начальник управления кредитных продуктов розничного банкинга Укргазбанка Дмитрий Замотаев. Но неофициально финансисты признают, что, пересчитывая заем на более длительный срок, в большинстве случае вынуждают клиентов подписывать не самые выгодные договоры: те предусматривают право банка в будущем повышать процентную ставку, а также взимать баснословные штрафы при нарушении графиков погашения кредитов. В некоторых случаях для получения льгот от заемщиков требуется предоставление дополнительных залогов, стоимость которых должна в два-три раза превышать размер остатков по заемам.
По оценкам экспертов, сегодня банки удовлетворяют порядка 60–70% прошений о реструктуризации кредитов. Отказывают заемщикам, как правило, в двух случаях: если те не могут подтвердить, что финансовые трудности временные и они способны восстановить платежеспособность, и если они откровенно отлынивают от выплат. «Речь идет о случаях, когда клиенты намеренно не хотят платить по своим обязательствам, предоставляя в финучреждение заведомо неправдивую информацию о доходах», — пояснила «ДС» ситуацию заместитель председателя правления банка «Хрещатик» Ирина Скирчук. В ближайшее время финансисты прогнозируют увеличение количества прошений на реструктуризацию заемов. По их расчетам, в случае снижения курса гривни заявки на льготы поступят еще по 10–15% потребительским кредитам.
Автор – Елена Кравцова
Источник – http://www.dsnews.ua