Ошеломляющие факты выяснились в ходе пресс-конференции Ассоциации антиколлекторов и правозащитников “Ваша Надія”, которая состоялась в Николаеве. Своими историями поделились девушка из Николаева и парень из Черновицкой области. Светлана Шибецкая взяла кредит на бытовую технику. Выплачивался он нерегулярно, так как Светлана потеряла работу. Через какое-то время её вызвали в банк…
Она объяснила ситуацию – работы нет, зарплаты, соответственно, тоже нет, а потому платить пока просто нечем. И попросила, чтобы ей сделали кредитные каникулы или снизили процент. Но ей заявили, что она попала в кредитную кабалу. И если в месячный срок она не выплатит 3 тыс. гривен, активизируется “кредитная воронка” и ей грозит очень быстрое начисление процентов.
– Я попросила, чтобы мне разъяснили, по какой системе мне будут начисляться проценты, – говорит Светлана. – И, естественно, ответа я не получила – мне ничего не объяснили. Просто сказали: “Мы будем связываться с вами в телефонном режиме. И если вы будете от нас скрываться, мы вас найдём”.
Прошло время. У Светланы так и не нашлось стабильной работы. К тому же, она ещё и училась в вузе, а студентке найти нормальную работу со стабильным заработком, как известно, не так-то просто. Тем более, в период кризиса.
– Я уже заканчивала университет. Была сессия. В общежитие, где я жила, пришёл коллектор… Я не могу передать своё состояние… Человек просто садится напротив тебя и объясняет, что найдёт твоих родственников. “Вы не переживайте. Вы думаете, что, может быть, куда-то скроетесь. Мы знаем, где вас искать”. Он назвал мой домашний адрес, где живут мои родители, хотя они не имеют никакого отношению к моему кредиту… Они (коллекторы – авт.) выбрали такие методы, которые на меня действуют. После той встречи я не могла даже разговаривать.
Ей сообщили и другую новость – что сумма её задолженности составляет уже 15 тыс. 17 грн. Хотя ещё три месяца назад долг составлял 3 тыс.
Какое-то время “коллекторских” визитов не было. Светлана переселилась из общежития, и те, видимо, не могли её найти. Но они постоянно ей названивали.
– Я приходила в банк, чтобы как-то изменить эту ситуацию, объясняла, что у меня нет шансов самой выплатить такой огромный долг. Меня никто не слушал.
Светлана вышла на организацию антиколлекторов в Херсоне (в Николаеве такая структура появилась только в августе).
Оказалось, что её договор с банком “вообще неправильно составлен”. Нет приложения, в котором было бы расписано, как насчитываются проценты.
– Потом мне перестали звонить. Но стали приходить письма. До этого ни одного сообщения в письменной форме не было. Письма пришли уже из Днепропетровска, из суда – о том, что у меня заберут моё имущество, имущество моих родителей, что меня могут арестовать, посадить, запретить выезд из Украины…
Причём, что особенно интересно, уведомление о состоявшемся суде ей пришло через два месяца после самого заседания. О том, что состоится суд и что она обязана явиться, ей никто не сообщал. Причина её отсутствия на заседании в документах не значилась.
Эту историю прокомментировал юрист Ассоциации антиколлекторов и правозащитников “Ваша Надія” Дмитрий Сихарулидзе:
– Мы даже в этом деле видим, как банки и кредитные общества выходят за рамки правового поля, начинают действовать так, как, извините, рэкет в 90-е годы. Хотя у них достаточно инструментов, чтобы решать с должниками их проблемы в рамках юридического поля.
Со слов юриста, решение Днепропетровского суда – абсолютная “ЛИПА”! Никакого решения суда не было и в помине!
– Благодаря “круглому столу” в “Укринформе” в Киеве, это дело получило резонанс. И как только будет очередная сессия Верховной Рады, оно будет рассматриваться на пленуме.
– Мы подали уже заявления в днепропетровскую прокуратуру, чтобы признать Светлану потерпевшей от банковского произвола. Мы написали письмо Президенту Украину, чтобы лишить такие банки лицензии НБУ… С таким контрагентом просто невозможно работать, – констатировал правозащитник. – Мы будем вести это дело до конца. Мы признаем этот договор недействительным. Потому что было очень много ошибок и в самом договоре. В нём “спрятаны” проценты, “спрятан” весь риск, о котором клиент должен был знать по закону.
Речь идёт о “Приватбанке”. Такие письма получили более 30 тыс. человек.
Председатель координационного совета Ассоциации антиколлекторов и правозащитников “Ваша Надія” Фёдор Алексюк сообщил, что по этому делу уже есть ответ председателя Жовтневого районного суда города Днепропетровска господина Олийныка. В нём говорится: “За период с 2007 по 2009 год в электронной базе данных… такие иски не числятся… Материалы направлены в областную прокуратуру города Днепропетровска”. Уже возбуждено уголовное дело на основании статьи 358 Уголовного Кодекса (мошенничество). Его ведёт следователь прокуратуры.
– Решение суда – фиктивно, – говорит Ф. Алексюк. – Банк воспользовался “Именем Украины” – тем, что может использовать судебная власть. Когда я сказал чешским правозащитникам, что у нас такое случилось, они поразились: “Наши банки до такого не додумались”.
– Мы подали обращение в Национальный банк, в котором требуем лишить лицензии “Приватбанк”. Мы обратились в Верховную Раду – создать следственную комиссию, которая бы расследовала это дело. Мы обратились к Президенту Украины, как Гаранту Конституции, чтобы он защитил Конституцию, поскольку это – посягательство на конституционное устройство. Частная структура, коей является “Приватбанк”, издаёт решения “Именем Украины”…
Светлана – далеко не единственная потерпевшая от произвола со стороны банков и коллекторов. Её история – не самая ужасная. Пытаясь запугать людей с целью выбить из них деньги, коллекторы опускаются до самых мерзких злодеяний.
Александр Грабовский из Черновицкой области взял в кредит автомобиль за 45 тыс. гривен. Четыре месяца он исправно платил. В 2008 году было сильное наводнение, и по причине финансовых проблем оплата по кредиту была просрочена на два месяца.
Он находился на рабочем месте, ключи торчали в замке. Пришли коллекторы, нагло сели в машину и сказали: “Мы у тебя её забираем”. Где-то через месяц он нашёл деньги, чтобы погасить кредит, пришёл в отделение банка. Но ему сказали, что необходимо полностью оплатить стоимость приобретённого автомобиля.
– Кто такое видел? И где такое написано? – вопрошает он. – Договор на пять лет, а я пришёл через полгода.
Как позже выяснилось, автомобиль Александру… разбили. В почтовый ящик пришло письмо “Именем Украины”. Оказалось, что Александр должен уже не 45 тыс., а… 77 тыс. гривен…
Известны также случаи доведения людей до самоубийства. В Ассоциацию антиколлекторов и правозащитников обратился Николай Жабка, мать которого в декабре покончила жизнь самоубийством из-за кредитного союза “Альянс Украины”. В июле прошлого года женщина получила кредит на 86 тыс. гривен. В ноябре ей была предъявлена к оплате уже другая сумма – 357,7 тыс. гривен.
– Когда мама увидела эту сумму, и когда она узнала, что даже квартиры, в которой она живёт, не хватит заплатить, она перерезала вены, – озвучил Фёдор Алексюк.
– Это дело расследуется. Очень долго расследуется, потому что там большие деньги замешаны. Оно находится под контролем Генеральной Прокуратуры и Президента Украины.
По его словам, таких самоубийств по Украине можно насчитать уже свыше десятка. В Запорожской области было четыре самоубийства, в Ивано-Франковской – два. Из-за невозможности оплатить кредиты, возросшие в разы по мановению банков, люди лишали себя жизни также в Черновицкой, Днепропетровской и Львовской областях…
Для сравнения. В некоторых европейских государствах банки не могут выдавать потребительские кредиты без заключения антиколлекторских обществ. В Греции деятельность коллекторов под запретом. А в Украине народные депутаты всё никак не рассмотрят соответствующие законопроекты.
Источник – http://h.ua