Банкиры не готовы публично говорить о реальной ситуации с проблемными кредитами

Основная проблема украинской банковской системы — ухудшение качества активов. Проблема низкой ликвидности, с которой наши банки столкнулись в начале кризиса, отходит на второй план. До конца этого года чистые убытки банковской системы могут достичь 30 млрд гривен вследствие списания проблемных активов.

В 2006–2008 годах банковский бизнес в Украине был высокоприбыльным. Доходность бизнеса достигала 60–70%: банки привлекали средства у иностранных материнских структур под мизерные проценты (4–6% годовых) и предоставляли украинцам ссуды под 20–80% годовых в зависимости от вида кредитования. 2008-й стал самым результативным для украинской банковской системы за всю историю ее существования: финучреждения заработали 7,3 млрд грн чистой прибыли.

В I квартале 2009-го ситуация резко изменилась. Только за три месяца этого года банки потеряли ровно столько же, сколько заработали за весь 2008-й. Внушительные убытки в основном у крупных финструктур: Укрпромбанка (-4,4 млрд грн в I квартале), УкрСиббанка (-851 млн грн),  Надра Банка (-557 млн грн), Райффайзен Банка Аваль (-368 млн грн). Убыточность объясняется ростом просрочек по кредитам: согласно требованиям НБУ, с увеличением количества проблемных кредитов финучреждения вынуждены наращивать резервы. «Основная проблема банковской системы — ухудшение качества активов. Проблема низкой ликвидности, с которой банки столкнулись в начале кризиса, отходит на второй план», — полагает начальник отдела анализа и исследований Райффайзен Банка Аваль Дмитрий Сологуб.

Огромный убыток Укрпромбанка (-4,4 млрд грн) в I квартале 2009-го объясняется формированием крупных резервов финструктуры под плохие ссуды. «Сегодня резервы Укрпромбанка достигают 39,8% кредитного портфеля учреждения», — рассказывает аналитик ИК Phoenix Capital Андрей Нестерук. Долю проблемной задолженности в своем кредитном портфеле банк не разглашает, однако, по словам Нестерука, сумма, направленная на резервирование средств, позволяет предположить, что примерно 40–50% кредитного портфеля Укрпромбанка состоит из проблемных кредитов, просрочка по которым превышает 30 дней.

Официальный размер проблемной задолженности всей украинской банковской системы невелик и составляет всего 3,7% суммарного кредитного портфеля (по состоянию на 01.04.2009). Однако реальный портфель проблемных кредитов значительно больше. «Если классифицировать токсичные кредиты согласно требованиям НБУ (чего многие банки пока не делают), то уровень проблемных ссуд по банковской системе составит 15–20%», — считает аналитик ИК Dragon Capital Виталий Ваврищук. По мнению самих банкиров, уровень проблемной задолженности в финучреждениях составляет 10–15%. По словам предправления Укрсоцбанка Бориса Тимонькина, за последние несколько месяцев качество кредитного портфеля этого банка в сегменте малого и среднего бизнеса, а также физлиц ухудшилось. «В целом сейчас около 20% заемщиков-физлиц, а также представителей малого и среднего бизнеса испытывают проблемы с погашением кредитов», — говорит Борис Тимонькин.

Официальный и реальный уровень проблемной задолженности в банковской системе пока неизвестен, потому что банки находятся в процессе реструктуризации долгов и часто сами не знают, какие кредиты действительно токсичны, а какие — временно проблемны. Есть и другая причина несоответствия реальной и официальной статистики: банки манипулируют с отчетностью, скрывая от регулятора проблемы с возвратом кредитов и реальный размер плохих активов. Например, финструктуры продают проблемную задолженность собственному коллекторскому агентству по цене номинала (тогда как независимые от банков коллекторы покупают кредиты значительно дешевле номинала) либо перекредитуют заемщиков (в основном корпоративных) через близкие им компании. Некоторые банки выводят проблемные активы в другие учреждения: так поступают преимущественно крупные банкиры, владеющие несколькими финорганизациями.

Некоторые прибыльны

Впрочем, не все банки показали значительные убытки в I квартале 2009-го. Приватбанк, Ощадбанк, Укрсоцбанк получили довольно большую прибыль в январе–марте (более подробно о финансовых показателях тридцати наиболее финансово успешных в I квартале банков см. «Рейтинг самых прибыльных банков»). Приватбанк в I квартале практически не отчислял средства в резервы, поскольку сделал это еще в 2008 году. «Показатель резервирования средств к общему кредитному портфелю в Приватбанке составляет 14,6%. Это довольно высокий показатель по банковской системе», — полагает Виталий Ваврищук. По мнению эксперта, Укрсоцбанк получил положительный финансовый результат в I квартале (54 млн грн) по другой причине: финучреждение пока не раскрыло все проблемные активы на своем балансе. Косвенно эту мысль подтверждает Борис Тимонькин: «Банк проводит реструктуризацию кредитов и оценивает качество кредитного портфеля. Из-за трудоемкости этого процесса о реальном качестве кредитного портфеля можно будет говорить только через несколько месяцев».

Прибыль Ощадбанка (439 млн грн) — самая высокая во всей банковской системе в I квартале этого года. Однако прибыльность финучреждения в период кризиса вовсе не является следствием высокого качества кредитного портфеля банка. «Сегодня Ощадбанк фактически является расчетной кассой Кабмина. 60% его кредитного портфеля составляют ссуды НАК «Нафтогаз України», поэтому просрочки по кредитам в Ощадбанке во многом зависят от своевременного погашения займов Нафтогазом. Госкомпания в срок погашает свои обязательства перед Ощадбанком — правда, в основном за счет вновь полученных от финучреждения кредитов», — объясняет Андрей Нестерук.

Многие средние и мелкие банки также получили прибыль в I квартале. Причина прибыльности мелких финучреждений — мизерный кредитный портфель. На небольшие и мелкие банки (III и IV группы в рейтинге НБУ по активам) приходится всего 20% активов банковской системы. Соответственно, такие финструктуры (а многие из них кептивные, то есть «карманные»), кредитовавшие лишь связанных с ними лиц, испытывают меньше проблем с возвратом ссуд. Кроме того, малые банки, как и их более крупные конкуренты, манипулируют с финансовой отчетностью, скрывая реальный уровень просрочек и завышая таким образом прибыль.

Другая причина прибыльности некоторых банков в I квартале 2009-го — спекуляции учреждений на валютном рынке в конце прошлого — начале этого года, которые были пресечены Нацбанком только в конце марта 2009-го: регулятор начал проверку финучреждений и приостановил действие генеральных соглашений о порядке проведения операций на межбанковском валютном рынке, заключенных с несколькими небольшими банками (Партнер-банком, Сигмабанком и др).

Сжатие системы

РЕКЛАМА

Банкиры и аналитики считают, что ситуация на банковском рынке временно стабилизировалась. В апреле 2009-го, впервые с начала года, наблюдался чистый приток средств населения в банковскую систему: украинцы доверили финорганизациям более 1 млрд грн. Однако это вовсе не означает, что кризис в финансовой системе страны достиг дна и летом-осенью 2009-го банки начнут восстанавливаться.

Активы банков сокращаются: в I квартале 2009-го они уменьшились на 6%. Снижение объема активов отчасти связано с формированием резервов под плохие кредиты (такие активы признаются проблемными и не учитываются на балансе), а также практически полной приостановкой банковского кредитования — как населения и компаний, так и банков-конкурентов.

На первый взгляд, сокращение активов некритично для банков. Сегодня финансовая система страны возвращается к состоянию начала 2000-х годов: банки обслуживают компании своих акционеров, текущие счета населения и бизнеса, а кредитованием занимаются лишь единицы. Но если в 2001–2003 годах финучреждения вполне сносно существовали в таких условиях, то сложившаяся на данный момент ситуация опасна для них. Вместе с сокращением кредитного портфеля уменьшаются доходы банков: заемщики постепенно погашают свои долги, и поток процентов (крупный источник дохода для банков) иссякает. При этом даже небольшой приток депозитов в финансовую систему мало повлияет на размеры кредитного портфеля банков: ставки по депозитам зашкаливают за 26% годовых в гривне, к тому же сегодня немногие заемщики готовы кредитоваться под рыночные ставки (минимум 28–30%).

Дополнительный источник доходов финструктур — расчетно-кассовое обслуживание и другие платежи за услуги банков — полностью зависит от показателей экономической активности в Украине, а потому вместе с дальнейшим ухудшением макроэкономической ситуации доходы финорганизаций будут падать.

Больнее всего сокращение кредитного портфеля может ударить по крупным и крупнейшим банкам, в последние несколько лет кредитовавшим население и компании активнее остальных финучреждений. Именно этим банкам необходимо погасить крупные внешние кредиты (около $8 млрд с учетом реструктуризации долгов и рефинансирования банков). Денег на возврат таких средств у многих финучреждений нет уже сейчас (в основном из-за сокращения объемов платежей по кредитам). При этом расходы на содержание персонала, техническое обеспечение, аренду офисов, содержание сетей банкоматов в крупных и крупнейших банках огромны. Впрочем, частично сохранить источники дохода удастся финорганизациям, реструктуризировавшим ссуды (особенно существенно продлившим сроки кредитования — в этом случае банки продолжат получать процентный доход).

«Даже если до конца этого года макроэкономическая ситуация в Украине улучшится, а национальная валюта останется стабильной и приведет к притоку средств в банковскую систему, формирование резервов и списание активов банками продолжится. Как результат — рост убычности финучреждений», — прогнозирует Виталий Ваврищук. Пока банкиры не готовы публично говорить о реальной ситуации с проблемными кредитами, однако к концу 2009-го многие из них, вероятнее всего, сделают это. Убытки банковской системы в 2009 году могут достичь 25–30 млрд грн (при условии средней годовой убыточности каждого из 15 крупнейших банков на уровне 1,5–2 млрд грн). «Значительного роста доли проблемной задолженности в отчетностях финучреждений стоит ожидать в III– IV кварталах 2009-го, поскольку к тому времени будет довольно точно определена платежеспособность многих заемщиков», — считает Андрей Нестерчук.

Банкротства ослабленных финорганизаций не будут быстрой процедурой. Скорее всего, НБУ продолжит вводить временные администрации в банки, испытывающие острые финансовые трудности, дабы не провоцировать панику банковских вкладчиков и сохранить средства в проблемных финучреждениях (при введении временной администрации банки прекращают удовлетворять требования кредиторов и вкладчиков, некоторые финструктуры замораживают платежные операции с другими банками). Однако эта мера лишь отсрочит развал проблемных банков, но никак не спасет украинскую финансовую систему от череды банкротств, основная масса которых, очевидно, придется на 2010 год. Сегодня отечественные и зарубежные инвесторы мало заинтересованы в покупке проблемных активов в Украине, при этом средств для рекапитализации у правительства на все токсичные банки недостаточно (госбюджетом предусмотрено 44 млрд грн, из которых около 20 млрд грн планируется направить на пополнение капитала семи проблемных финучреждений). «Мелкие и средние банки, в которых сегодня действуют временные администраторы, — первые кандидаты на ликвидацию», — полагает Виталий Ваврищук. По его мнению, консолидации украинского банковского сектора не избежать. Правда, большинство финучреждений будут продавать инвесторам за бесценок — лишь бы те взяли на себя обязательства банков и влили в них необходимый капитал.

Временная стабилизация

По данным НБУ, в апреле, впервые с начала года, объем депозитов физических лиц в украинских банках вырос до 192,5 млрд грн (+0,6% по сравнению с мартом). Объем средств в национальной валюте, по данным регулятора, вырос на 1,1% (до 98,5 млрд грн), в иностранной (в долларовом эквиваленте) — на 0,1% (до $5,9 млрд).

Чистый приток депозитов воодушевил банкиров, некоторые из них заговорили о возрождении доверия граждан к отечественным финучреждениям и окончании кризиса.

Однако увеличение средств на депозитных счетах населения скорее связано не с ростом доверия вкладчиков, а с интересным предложением банками новых финансовых продуктов. Все популярнее у вкладчиков депозитные пластиковые карты, позволяющие практически беспрепятственно снимать средства со счета. Доходность по «карточным депозитам» выше, нежели по классическим вкладам до востребования, и составляет 16–18% годовых. Классические срочные депозиты финучреждения теперь предлагают на очень короткие сроки (от 7–14 дней) с автоматической пролонгацией. Чем дольше средства находятся на счету, тем выше процентная ставка. Например, банк «Форум» предлагает до 30% годовых по вкладу «Декада». Максимальную доходность могут получить те вкладчики, которые не будут снимать деньги со счета 361 день. Аналитики считают, что такие депозитные продукты высокорискованны для банков. При первых же признаках ухудшения экономической или финансовой ситуации в стране начнется отток средств из системы. Причем в первую очередь вкладчики будут забирать средства с «карточных депозитов» и отказываться продлевать краткосрочные вклады.

Авторы – Елена ШКАРПОВА, Константин ДРУЖЕРУЧЕНКО, Виктория РУДЕНКО
Источник –
КОНТРАКТЫ

Редактор: