Почти полное прекращение банковского кредитования населения и компаний вследствие финансового кризиса привело к исчезновению целого сегмента финансового рынка — кредитного брокериджа. Напомним: рынок кредитных посредников (брокеров) начал стремительно развиваться в 2007 г. Хотя в данном случае речь идет о предоставлении финансовых услуг, ни НБУ, ни Госфинуслуг так и не разработали нормативные правила игры на данном рынке.
Потеряв сверхрентабельный бизнес кредитного брокериджа, 2/3 финансовых посредников фактически прекратили свое существование.
Так что деятельность кредитных брокеров даже не подлежала лицензированию. Поэтому неудивительно, что уже в 2008 г. в сегменте кредитного брокериджа работали примерно 50 более-менее крупных организованных компаний, которые активно раскручивали свои услуги. Кроме того, кредитным посредничеством подрабатывали и отдельные граждане, размещавшие объявления об услугах в газетах и на столбах. Посредники обещали помочь в получении любого кредита за комиссионное вознаграждение, зачастую не неся при этом никакой юридической ответственности. Основной упор делался на кредитование населения и малого бизнеса, намного реже брокеры работали с компаниями средней руки.
Во многом бум на рынке кредитных брокеров спровоцировали сами банки, многие из которых делали ставку именно на этот канал продаж своих услуг. Теперь же кредитные брокеры оказались не у дел, и, судя по прогнозам, надолго.
Мы решили разузнать, как себя чувствуют десятки крупнейших (самых раскрученных) кредитных посредников. Первая проблема, с которой пришлось столкнуться, — теперь непросто найти даже веб-сайты многих подобных игроков рынка. Объяснение простое — брокеры перестали платить поисковым системам за так называемую контекстную рекламу. Вторая проблема — это отсутствие номеров контактных телефонов на сайтах посредников.
Такая ситуация имела место, в частности, с компанией “Кредитор”, которая за время своей работы помогла получить в общей сложности 136 млн грн. кредитов. Известно, что в октябре прошлого года (когда был введен мораторий на досрочное изъятие депозитов) этот брокер пытался компенсировать недополученный доход от кредитного посредничества за счет услуг по досрочному возврату депозитов. По телефонам таких кредитных посредников, как “Формула-Кредит” и Capita, сообщили, что данные компании “давно съехали из арендуемых офисов”. Однако Дмитрий Мясников, партнер компании Capita (г.Киев; с 2007 г.; 10 чел.), заверил нас, что компания просто ушла в отпуск и сейчас разрабатывает новый проект: “Это может быть, например, информационный портал на тему персональных финансов”.
Частично заморозил свою деятельность и ипотечный супермаркет “ТОЧКА”. “Деятельность “ТОЧКИ” временно приостановлена, остался только минимальный штат сотрудников — ждем лучших времен”, — сетует Александр Чайкин, начальник управления маркетинга ипотечного супермаркета “ТОЧКА” (г.Киев; с 2007 г.; около 50 чел.). Свернул свою деятельность и другой ипотечный брокер — “Ипотекарь”. “Банки кредитов не выдают, поэтому мы заявок не принимаем — прекратили деятельность, съехали из офиса, перестали рекламироваться через интернет. Кстати, обратите внимание на статистику посещений сайтов кредитных брокеров — у всех счетчики почти на нулях, тогда как до кризиса было по 300-500 посещений в день”, — поясняет Николай Болдырев, собственник кредитного брокера “Ипотекарь” (г.Киев; с 2008 г.; 5 чел.).
Смена вывески
Примечательно, что треть брокеров (преимущественно крупных) пока пытаются удержаться на плаву за счет смены профиля деятельности. Так, крупные ипотечные брокеры “КредитСвит”, “Ипотека-Экспресс”, а также Time Expert (не имеющий специализации) намерены привлекать для банков депозиты населения и корпоративных клиентов. Представители этих компаний уверяют, что пришли на рынок кредитного брокериджа всерьез и надолго и питают надежды на скорое возрождение кредитного рынка. “Все это временно — если кредитов нет сегодня, это не значит, что их не будет завтра. Пока же мы расширяем спектр своих услуг. Банки нуждаются в пассивах и заинтересованы в привлечении средств населения и компаний по агентским договорам”, — говорит Ольга Шаламова, генеральный директор компании “Ипотека-Экспресс” (г.Киев; с 2007 г.; 30 чел.). Продержаться на плаву за счет депозитного и страхового посредничества надеется и Любовь Слободенюк, исполнительный директор компании “КредитСвит” (г.Киев; с 2007 г.; 25 чел.). Она считает, что в условиях, когда финансовое положение многих банков оставляет желать лучшего, вкладчики не склонны к риску и готовы следовать советам квалифицированного посредника, даже если за такую услугу нужно заплатить. “Потенциальным вкладчикам легче обратиться к посредникам, у которых они получат полную картину депозитного рынка. К тому же комиссионные в размере 0,5-3%, в зависимости от программы, взимаются с банков. Мы больше, чем рядовой вкладчик, знаем о финансовом состоянии того или иного банка. Поэтому можем оградить клиентов от сотрудничества с проблемными финучреждениями”, — обещает г-жа Слободенюк.
Однако никаких документальных (формальных) гарантий сохранности вклада брокер, разумеется, не дает. К тому же остается вопрос, как он поведет себя, когда какой-нибудь проблемный банк пообещает баснословные комиссионные за привлечение депозитов?
Ольга Шаламова полагает, что у кредитных брокеров остается поле для деятельности в области консалтинга заемщиков, испытывающих сложности с обслуживанием своих кредитов. “Если правильно подойти к вопросу, некоторые банки будут готовы переуступать долги (перекредитовывать. — Авт.). То есть квартиру заемщика, который не может обслуживать кредит, могут продать в кредит первоклассному заемщику. Однако речь идет не о массовых, а о единичных сделках, рассматриваемых в индивидуальном порядке”, — рассказывает г-жа Шаламова.
Самые любопытные метаморфозы вследствие кризиса претерпел кредитный брокер “ТриЭс” — переквалифицировался в антиколлекторскую компанию. И теперь защищает банковских должников от вышибал долгов — коллекторов. Примечательно, что на сайте “ТриЭс” висит предупреждение: “Мы не работаем с мошенниками и лицами, уклоняющимися от уплаты кредита”. Как рассказал Сергей Довженко, соучредитель компании “ТриЭс” (г.Киев; с 2007 г.; 10 чел.), доходы от новой деятельности не идут ни в какое сравнение с заработком от кредитного посредничества. “У клиентов — кредитные проблемы, нет денег, чтобы платить нам солидные комиссионные, поэтому мы вынуждены идти на уступки. Заемщики обращаются с двумя вопросами. Просят составить наиболее выгодный план реструктуризации кредита либо интересуются, что с ними будет, если они перестанут платить кредит и отдадут банку авто или квартиру”, — рассказывает новоиспеченный антиколлектор.
В свою очередь, Николай Болдырев убежден, что кредитному брокеру нецелесообразно пытаться выжить за счет непрофильной деятельности. “Это неинтересно, так как заработаешь копейки, а времени и сил потратишь много. Тем более что основные расходы — это реклама, а стоимость одного клика в крупных поисковиках стоит около 50 центов”, — уверяет эксперт.
Сняли сливки
Следует отметить, что кредитные брокеры, даже если полностью сворачивают деятельность и уходят с рынка, несут несущественные убытки. Дело в том, что для вхождения в этот бизнес не требовались какие-то крупные капитальные (единоразовые) вложения. Да и текущие затраты (реклама, аренда офиса, заработная плата сотрудников, жестко привязанная к объемам сделок) были достаточно умеренными. Как бы там ни было, на пике кредитного бума кредитные посредники зарабатывали неплохую прибыль. Судите сами. Как уже отмечалось, зачастую посредники брали комиссионные как с заемщиков, так и с банков. При этом средние расценки были таковы: ипотека — 1,5% суммы кредита, автокредит — 2%, кредит наличными — 5%. Так как, по данным НБУ, в докризисные месяцы 2008 г. банки выдали населению в общей сложности 160 млрд грн. кредитов, потенциальный ежегодный объем рынка кредитного брокериджа составлял 4-5 млрд грн. Однако рынок находился только на первой стадии освоения. По данным отчета Украинской национальной ипотечной ассоциации (УНИА; г.Киев; с 2004 г.; более 50 членов), на пике роста через брокеров выдавались не более 1% всех ипотечных займов. При этом насчитывалось 30-40 ипотечных брокеров-юрлиц. На тройку лидеров (“Ипотека-Экспресс”, “ТОЧКА” и “КредитСвит”) приходилось не более 0,3% потенциального рынка. Более того, уже по итогам III квартала 2008 г. УНИА отметила уменьшение доли ипотечных кредитов, выдаваемых через посредников. Следует подчеркнуть, что наиболее привлекательным для посредничества было ипотечное кредитование. Во-первых, потому, что вследствие объективных причин заемщикам чаще нужна помощь именно в получении таких кредитов, во-вторых, потому, что сделки с крупными суммами наиболее рентабельны для самих брокеров.
По оценкам участников рынка, через брокеров выдавались 3-5% всех кредитов населению. Поэтому их реальные годовые заработки составляли 100-200 млн грн. Сливки сняли крупнейшие ипотечные брокеры. Так, за II квартал 2008 г. три крупнейших ипотечных брокера выдали 560 кредитов (около двух кредитов в день на одного брокера). Чаще всего кредитные посредники помогали одолжить деньги на приобретение жилья под его залог, вдвое реже — на потребительские цели под залог жилья. Надо заметить, что средняя сумма кредитов, которые брали через брокеров, намного выше обычных ссуд.
Неудивительно, что кредитные брокеры активно наращивали региональную сеть. И тем не менее львиная доля сделок совершалась в столичном регионе. Перспектива получения таких колоссальных доходов в дальнейшем, собственно, и удерживает крупных игроков от окончательного ухода с замороженного рынка. “Думаю, рынок восстановится к лету нынешнего года”, — оптимистично говорит г-жа Слободенюк. В отличие от коллеги (конкурента), намного более реалистично рассуждает Александр Чайкин: “Скорее всего, раньше конца следующего года (2010 г. — Авт.) рынок не сдвинется с места”. Некоторые брокеры ожидают роста спроса на свои услуги, а соответственно, и повышения заработка после возобновления кредитования. Так, Сергей Довженко уверен: граждане, наслышанные о проблемах заемщиков и произволе банкиров, теперь будут относиться к процессу получения кредитов более осторожно. В частности, не станут подписывать стандартные договоры с заведомо невыгодными для себя нормами (оговорками). Поэтому спрос на услуги независимых кредитных консультантов повысится. Правда, г-н Довженко ожидает возобновления кредитной активности не ранее осени следующего года.
Автор – Дмитрий Гриньков
Источник – “Бизнес“