«Коллеги из крупного банка забрали в начале осени у неплательщиков несколько кредитных авто, но так и не смогли их продать. Вынуждены были оставить на балансе банка. Зато теперь у них даже начальник одного из подразделений ездит на шикарной Аudi Q7 стоимостью в 120 тысяч долларов», — рассказал «ДЕЛУ» типичную историю о реализации залогового имущества председатель правления одного из украинских банков.
Возможность пересадить сотрудников финучреждений на дорогие машины не прибавляет банкирам оптимизма в вопросах, касающихся изъятия залогового имущества. Они как один твердят: банкам невыгодно забирать кредитные машины, и финучреждения идут на это только в качестве крайней меры.
Суд необязателен
Первое, на что сетуют финансисты, это длительность и забюрократизированность процедуры изъятия имущества. «В случае если клиент безосновательно не платит плановые платежи, банк сначала устно, а затем письменно обращается к заемщику с требованием погасить долг. Если же и после обращений банка клиент не выплачивает свою задолженность, банк подает иск в суд», — рассказывает о процедуре вице-президент Диамантбанка Анна Ткаченко. Причем все судебные расходы (судебный сбор и издержки, связанные с рассмотрением дела) изначально оплачивает истец, то есть банк. Однако если победителем в судебной тяжбе окажется финучреждение, то эти расходы должен будет компенсировать нерадивый заемщик.
Впрочем, если банк желает взыскать только чистую сумму кредита (тело плюс проценты) без штрафов и компенсаций, то доводить дело до суда нет необходимости. Банк может обратиться к нотариусу, заверявшему договор займа, и по его решению исполнительные службы смогут начать процедуру взыскания имущества.
«Если договор залога нотариальный, то делается исполнительная надпись нотариуса, затем открывается исполнительное производство. При непогашении задолженности на протяжении 10 дней после этого следует обращение на взыскание автомобиля. Если машину невозможно найти, идет передача ориентировок в ГАИ», — объяснили в банке «Контракт». После конфискации проводятся публичные торги (их организует «Укрспецюст» и Государственная исполнительная служба, ГИС), а после продажи авто часть средств, равная сумме задолженности, перечисляется банку, остаток денег возвращается заемщику.
Залога может не хватить
Правда, банкиры сетуют: той суммы средств, которую получается выручить от реализации автомобиля, очень часто не хватает для покрытия задолженности заемщика. «Реализация залогового имущества затягивается на годы, в результате имущество теряет свое качество и стоимость. Плюс к этому банк должен заплатить 20% НДС от суммы продажи, а также комиссионные за услуги оценочной структуры, организатора торгов. Не стоит также забывать, что часто приходится давать взятки. Если все подсчитать, то от проданного залога банку остается не более 50%», — возмущается один из банкиров.
Автор – Татьяна Павлюченко
Источник – Газета «Дело»