Коттеджи упадут в цене

Лишь немногие коттеджи подорожают, остальные упадут в цене или «умрут». Родители коттеджных городков (к.г.) хорохорятся: мол, цены сбросить? — только через наш труп! Собственно, к этому и дело идет. Лопнули надежды на осеннее оживление спроса: вот вам «бомба», которая многие городки превратит в руины вечных недостроев. Выживут лишь самые успешные, нашедшие верное соотношение цена-качество.

ЗАСТРОЙЩИКИ: ВСЕ ОК!

Они излучают оптимизм. В отделе продаж ООО «Новосвит» (к.г. «Петрушки») сказали, что, несмотря на небольшое уменьшение спроса, цены снижать не будут, ведь продано уже 60% домов, да и остальные без проблем уйдут. Анастасия Ткачук, маркетолог компании «Инфинити» (к.г. «Город солнца»), отметила, что летних скидок в 5% оказалось достаточно, чтобы спрос оживился, уже выкуплено 2/3 таун-хаусов и никаких оснований для удешевления нет. Равно как и для удорожания: стоимость стройматериалов стабилизировалась. Директор по маркетингу компании «Европа» (к.г. «Олимпик-Park») Ирина Ривкинд также заявила, что акция по 3%-му снижению стоимости коттеджей закончилась с началом сентября. Мало того: с октября их особняки подорожают на 4%, как и было запланировано, ведь клиентов хватает.

А в к.г. «Севериновка» с июля даже самые «демократичные» таун-хаусы подскочили с $210 до $225 тыс. По словам руководителя проекта Олега Хомко, они ежемесячно повышают цены на 2—3% из-за роста себестоимости строительства и остаться без покупателей не боятся: уже продано 50% домов. Специалист считает, что компании, способные предложить добротное жилье — коттеджи не на бумаге, а в натуре, в удачно расположенных городках, с готовой инфраструктурой — до конца года смогут поднять цены минимум еще на 5%. Но столь успешных проектов в окрестностях Киева — всего с полдесятка. В большинстве стройки едва теплятся или вовсе замерли, и какие бы скидки не предложили продавцы, покупатели не придут.

ЭКСПЕРТЫ: БУДУТ «ТРУПЫ»!

В целом согласен с «предыдущим оратором» главный консультант компании RED Илья Родионов. Несмотря на падение числа покупок в 3—4 раза по сравнению с осенью 2007-го, цены на готовое жилье в грамотно спланированных к.г. к январю поднимутся еще на 3—5%, ибо столь качественный товар — в дефиците. А большинство застройщиков ошиблись с концепцией — расположением к.г., архитектурой, метражом домов, слабенькой инфраструктурой. Лишь немногие из них, снизив цены на 10—20%, вернут спрос. Остальные станут «трупами» и уйдут с рынка, продав проекты по цене земли и стройматериалов недоделанных «коробок».

В успешных проектах, по мнению эксперта консалтинговой компании «Канзас» Сергея Голуба, дома к январю подорожают еще на 5—7%, чтобы «выстрелить» 5—10%-ми новогодними скидками и избежать зимнего застоя. Но неудачников и скидки не спасут: десятки к.г., которые не «потянули» застройщики, уже выставлены на продажу.

Оптимистичнее настроен эксперт консалтинговой компании «Новый город» Виталий Крутюк. Он считает, что снижение цен на 10—15% в сегменте эконом- и бизнес-класса, где есть проблемы с реализаций («элитки» они не коснулись, что отметили все специалисты), рынок оживит, отложенный спрос вернется.

«МАХНУТЬ» СТАРУЮ КВАРТИРУ НА НОВЫЙ ДОМ МОЖНО, НО — ОСТОРОЖНО

Система trade in, когда, отдав в салон подержанную машину, сразу получаешь новую (разумеется, с доплатой), нам уже знакома. Экономишь силы и время, но теряешь деньги: салоны дают за «старушку» на 10—20% меньше, чем сам выручил бы на авторынке. На Западе trade in давно действует и на рынке жилья: «бэушную» квартиру можно «махнуть» на новый коттедж. Эта практика дошла и до Украины. О нюансах нам рассказал Владимир Бобырь, представитель первой компании, внедряющей эту систему.

Есть принципиальные отличия с «автообменом». Цену на квартиру назначает сам продавец, а не оператор trade in: он может лишь рекомендовать оптимальную, ибо не выкупает это жилье, а только способствует его скорейшей продаже. Для этого подключает более 800 агентств недвижимости, помогает в оформлении документов, дает данные об имеющихся на рынке особняках. Все услуги — бесплатные, комиссионные платят продавцы домов за «привод» клиентов. Выбрав подходящий дом, клиент заключает с застройщиком договор его резервирования (на срок 1—12 мес.) по фиксированной цене. И только когда найдется покупатель на квартиру, одновременно проводятся две сделки: продажи квартиры и покупки дома. Выходит, без жилья человек в любом случае не останется.

РЕКЛАМА

ВОЗМОЖНЫ ПОТЕРИ.

Однако на пути ко «дворцу» возможны проблемы и потери, если не рассчитаете свои финансовые возможности.

Вырученных от продажи 1-ком. квартиры $80—100 на особняк не хватит: оператор trade in должен об этом предупредить. Тут надо начать с поиска банка, который ссудит недостающие деньги (что непросто) и быть готовым погашать кредит (что недешево).

По договору резервирования застройщик может потребовать залог (до $10—15 тыс.), и вы его потеряете, если в оговоренный срок не выкупите дом. Чтобы избежать этого, для ускорения продажи квартиры придется скинуть $3—5 тыс. — тоже немалые потери.

Если вы просрочили выкуп дома, он может «уйти»: придется выбирать из других, возможно, более дорогих и менее удобных вариантов.

ТАУНХАУС ИЛИ КОТТЕДЖ: «ПЛЮСЫ» И «МИНУСЫ»

Современное жилье «на лоне природы» делится на коттеджи и таунхаусы. Вторые вряд ли соответствуют своему названию (с англ. — «городской дом»), ибо, за редким исключением, также строятся в предместьях. Оба варианта особняков имеют преимущества и недостатки.

Таунхаусы — это, по сути, те же 2—3-этажные коттеджи, но… «сросшиеся» друг с дружкой стенами по 2—4 дома или «слепленные» в длинный ряд. И, хотя у каждой семьи есть отдельный вход и нет соседей сверху и снизу, они имеются сбоку — через стену.

Серьезный «минус», если попадутся соседи склочные. Еще один — как правило, в 2—3 раза меньшие участки земли, чем даже у небольших у коттеджей: особо не разгуляешься. А некоторым «сиамским близнецам» и клочка «грунта» не полагается. Кроме того, в таунхаусах обычно имеется гараж на 1 авто плюс 1 парковочное место, тогда как в коттеджах — 2 по 2.

Но есть и «плюсы». Себестоимость «хаусов» ниже ввиду общих стен и того, что строители прокладывают коммуникации (газ, воду, канализацию) сразу к нескольким домовладениям. Оттого и квадратный метр в них продают дешевле на 20—30%, чем в расположенных поблизости коттеджах. Пожалуй, и более скромный метраж, который обычно имеют таунхаусы в сравнении с коттеджами — преимущество, ведь в итоге цены различаются в 1,5—2 раза и более. Для многих представителей среднего класса такая разница буквально означает: иметь или не иметь загородную «хату».

Автор – Михаил Романцов
Источник – Газета “
Сегодня

Редактор: