Гривневые автокредиты достигнут 16–17% годовых

Рынок бэушных автомобилей будет обеспечивать в этом и следующем году прирост кредитных портфелей банков. И именно на них направлены главные льготы банкиров. Тотальное повышение стоимости кредитов уже началось. Кризис ликвидности на мировых рынках и, как следствие, удорожание (а иногда и полная недоступность) внешних займов для отечественных банков привели к тому, что в начале текущего года финансисты взялись за очередное повышение цен на валютные кредиты.

Только за первые месяцы года ставки на покупку авто по долларовым займам повысились на полпроцента — один процент, в национальной валюте — на один-два процента. «Ситуация на международных рынках коснулась всей отечественной банковской системы. Кредиты в валюте дорожали в зависимости от ситуации с ресурсом и цены, по которой его привлекал каждый отдельный банк. Наш банк с января поднял ставки по автокредитам в валюте примерно на полпроцента», — рассказала «k:» директор департамента розничных продуктов банка “Надра” Екатерина Винницкая. «В середине февраля мы увеличили ставки по валютным кредитам на покупку авто на полпроцента. По состоянию на сегодня ставка составила 12,5% в долларах, 12,1% — в евро», — сообщил начальник управления кредитных продуктов розничного банкинга ОАО АБ “Укргазбанк” Дмитрий Замотаев. В среднем по системе подорожание валютных займов на покупку новых машин составило от половины процента до одного процента.

ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ

С небольшим отставанием поползли вверх и цены на кредиты в национальной валюте. Еще в конце 2007 года банкиры радовали клиентов снижением гривневых ставок по автокредитам. Взвинчивая цены на долларовые займы и снижая на гривневые, финансисты пытались скрыть от заемщиков проблемы с дефицитом валютных ресурсов и переориентировать их на займы в национальной валюте. Однако уже в январе-феврале 2008 года ситуация вернулась на круги своя. Цены на гривневые кредиты не только вернулись к прошлогоднему уровню, но и прибавили в весе. Виной тому — назревший в банковской системе кризис гривневой ликвидности.

Энергичные меры Нацбанка по борьбе с инфляцией не преминули принести свои плоды. «На рынке наблюдается острый дефицит гривневого ресурса. Во многом он обусловлен антиинфляционной политикой НБУ, который пытается «связать» и убрать с рынка «лишнюю» гривню. Закономерным последствием такой политики банковского регулятора стал рост ставок на межбанковском рынке, а затем и на гривневые кредиты для населения, в том числе и по автокредитованию. В целом рост ставок по рынку уже составил один-два процента», — констатировал начальник Департамента развития индивидуального бизнеса АКИБ “УкрСиббанк” Иван Истомин.

Финансисты уверены, что в ближайшее время обстановка будет оставаться не менее напряженной. «Думаю, что такая ситуация сохранится достаточно долгое время, поскольку полностью соответствует стандартным методам борьбы с инфляцией. В дальнейшем она будет влиять на уровень процентных ставок по кредитам и депозитам», — убежден начальник отдела дилинговых операций “Эрсте Банка” Дмитрий Лазарев. Поэтому рассчитывать на снижение ставок по гривневым займам сейчас не приходится. «Учитывая, что по результатам января-февраля рост потребительских цен уже превысил пять с половиной процентов, можно прогнозировать, что и в ближайшие три месяца Нацбанком будет проводиться работа по изъятию лишней гривневой массы. Соответственно, уровень ставок на межбанке будет высоким, и гривня будет достаточно дорогой. Можно прогнозировать дальнейший рост цен по кредитам в гривне на один-два процента. Если сейчас средняя ставка по кредитам в гривне на покупку авто составляет 14–15%, то в скором времени она может достигнуть 16–17%», — утверждает Иван Истомин.

Кроме повального повышения цен на займы, клиенты банков неизбежно столкнутся с еще одной неприятностью — резким ростом курса евро и, как следствие, подорожанием европейских машин. В результате объемы продаж новых автомобилей могут серьезно упасть, по крайней мере, краткосрочно. Чтобы «переварить» новые цены, украинцам понадобится месяц-два. Так что возобновление темпов автокредитования финансисты пророчат лишь к середине мая.

Единственное, на что сейчас остается надеяться гражданам, решившим обзавестись новым железным конем, так это на разворачивание в Украине деятельности финкомпаний, связанных с производителями импортных легковушек. Правда, получить дешевый кредит можно будет лишь под покупку конкретных марок.

РЕКЛАМА

Первопроходцем из иностранцев стала французская группа Renault, которая уже работает над созданием в нашей стране своей «дочки» — Renault Finance. Она будет кредитовать покупки всего модельного ряда Renault и Dacia. В ближайшей перспективе у нас могут появиться дочерние компании Volkswagen и Toyota. Эксперты считают, что, для того чтобы завоевать рынок, они вполне могут себе позволить выдачу займов под пять процентов годовых плюс комиссионные. Единственный недостаток — короткие сроки кредитования. Как правило, иностранные финансовые компании представляют автозаймы на один-три года. К тому же развернут они свою деятельность у нас в лучшем случае во втором полугодии. А реальную конкуренцию банкам смогут составить уже только в 2009 году.

СЕКОНД-ХЭНД СТАНЕТ ДОСТУПНЕЙ

На некоторые поблажки со стороны банкиров могут рассчитывать лишь клиенты, решившиеся на приобретение подержанных авто. В текущем году финансисты прогнозируют настоящий бум продаж таких машин. «В течение последних трех лет мы наблюдали динамичный рост рынка новых машин. Сейчас цикл пользования новыми авто, купленными за последние три-пять лет, заканчивается. И все эти машины, приобретенные в первой волне, будут поступать на рынок б/у автомобилей. По нашему мнению, именно этот сегмент будет обеспечивать в этом и следующем году прирост кредитных портфелей банков», — прогнозирует Дмитрий Замотаев.

Интерес банкиров к этому виду кредитования подогревает и тот факт, что о своих планах по выходу на украинский рынок уже заявило несколько крупных европейских компаний, специализирующихся на продаже подержанных автомобилей. К тому же конкуренция в этом сегменте пока невысока: кредиты на покупку подержанных машин выдает лишь ограниченное число финучреждений. По по состоянию на 15 февраля текущего года кредиты на покупку новых авто выдавали 48 банков из ТОП-50, в то время как покупку б/у авто кредитовало 20 банков. Но даже в портфелях у лидеров кредиты «секонд-хэнд» пока занимают совсем незначительное место. А потому финансисты готовятся покорить сердца заемщиков новыми программами и более либеральными условиями кредитования.

В частности, многие банки уже решились на снижение размера первоначального взноса с 25–30 до 15% от стоимости авто. Некоторые из них также пошли на увеличение сроков выдачи займов с трех-четырех до пяти лет. Еще одна уступка для заемщиков — расширение перечня подержанных машин, на покупку которых будут выдаваться кредиты. По словам директора департамента по кредитованию физлиц на покупку автомобилей «Правэкс-Банка» Владимира Боровика, в ближайшее время банк будет кредитовать покупку подержанных машин производства стран СНГ, тогда как до сих пор предоставлял кредиты на приобретение б/у автомобилей только иностранного производства.

Главным же сюрпризом для заемщиков должно стать снижение ставок по займам на машины «секонд-хэнд» (сегодня ставка по гривневым кредитам в среднем составляет 15,5–16,5%, долларовым — 12,5–13,5%). «Мы планируем снижение цен по автокредитам на подержанные машины. Сейчас разница в процентных ставках на новые и б/у авто в нашем банке составляет около одного процента. Но уже в первой половине текущего года мы планируем сравнять их», — рассказывает Дмитрий Замотаев.

Препятствием к реализации таких планов банкиров может стать все тот же дефицит гривневого ресурса. Если Нацбанк не умерит свой пыл в борьбе с инфляцией, банкиры не только не снизят, но и будут вынуждены поднимать цены на займы.

Автор – Игорь Минич
Источник – http://comments.com.ua
(“Комментарии” №118 28 марта 2008)

Редактор: