Убедившись в собственной полезности, финансовые посредники задумались над повышением стоимости своих услуг

Стремительный рост потребительского кредитования спровоцировал настоящий бум на рынке финансовых посредников. За последние несколько месяцев их количество достигло полутора десятков, а число заключаемых ими контрактов увеличилось в четыре–шесть раз. Сегодня брокеры подбирают под клиента не только ипотеку, но и автокредиты, кредитные карты, депозитные и страховые продукты, а также предлагают оптимальные условия по вложениям в паевые инвестфонды.

Расширяя сферу деятельности, теперь они нацелились на малых и средних предпринимателей, которых станут консультировать на предмет финансирования их бизнес-проектов.

Всеядные посредники

До недавнего времени большинство финансовых брокеров имели определенную специализацию — на первых порах наиболее популярным было предоставление консультаций по ипотечным программам. «Затем полным ходом через финпосредников стали давать автокредиты, в первую очередь благодаря тому что собственных брокеров начали создавать крупные автодилеры. На сегодняшний день около 10% всех кредитов на покупку машин предоставляется через финпосредников», — рассказала «ДС» заместитель председателя правления АКБ «Укрсоцбанк» Ирина Князева.

Брокеры подкупают рядовых украинцев широким выбором программ и скоростью принятия решений. Сегодня практически каждая такая компания имеет партнерские договоры в среднем с 20–25 банками, а потому может персонально подбирать продукт под каждого конкретного заемщика и до конца сопровождать оформление кредита. «Ранее клиенту необходимо было уделять много времени поиску оптимальных условий кредитования, сравнивая и анализируя разноплановую информацию об ипотечных продуктах», — отметил в разговоре с «ДС» начальник управления продаж ипотеки ЗАО «Альфа-банк» Станислав Мошкин. На удивление терпеливо граждане относились к повадкам оборотистых посредников, которые одновременно взимали сразу две комиссии — 0,5–1% с финучреждений, продающих при их помощи свои услуги, и 0,3–0,8% непосредственно с самих заемщиков (бесплатные услуги украинцам предоставляли немногие). Так что финансовым брокерам удавалось активно наращивать свои операции. «Мы вышли на рынок в ноябре 2007 года и за первый месяц работы получили порядка 90 обращений от клиентов, нуждающихся в финконсалтинге. На сегодняшний день эта цифра увеличилась в шесть раз и продолжает активно расти», — поведал «ДС» директор ипотечного супермаркета Т.О.Ч.К.А. Валерий Иваненко.

По мере ужесточения конкуренции между посредниками начала расширяться сфера их деятельности. Следующим после ипотечного и автокредитного этапов стало налаживание отношений и подписание контрактов со страховщиками. «Мы работаем с рядом финансовых супермаркетов и рассматриваем их как перспективный канал продаж. Сейчас, по моим оценкам, через него страховые компании привлекают не более 5% всех премий. Но в будущем объемы реализации через брокеров будут расти, и для некоторых СК они смогут делать порядка 70% продаж продуктов, ориентированных на физических лиц», — считает глава правления страховой группы «ТАС» Дмитрий Грицута. С нынешнего года финпосредники предлагают свои услуги еще и по подбору лучших условий оперативного выпуска кредитных карт. Одновременно они стали обрабатывать и потребителей инвестиционных услуг — дают консультации по вложениям средств на депозиты и постепенно готовят полномасштабный выход на рынок институтов совместного инвестирования. «Очень перспективной считаем продажу сертификатов паевых инвестфондов и других инвестпродуктов», — уточнил «ДС» генеральный директор сети финансовых супермаркетов «+Выбор» Валерий Суксин. Например, в случае с ПИФами консалтинг не будет ограничиваться подбором подходящего инвестфонда — инвестора также готовы информировать об изменении стоимости его пая уже после покупки сертификата.

РЕКЛАМА

В ближайших планах брокеров — запуск более масштабных программ. «Предполагается развитие сектора обслуживания малого и среднего бизнеса — речь идет о кредитных программах и лизинге, а также о развитии услуг по правовому сопровождению клиентов», — рассказал «ДС» партнер компании Capita Дмитрий Мясников. По разным прогнозам, консалтинг и сопровождение проектов небольших компаний будут запускаться посредниками во втором полугодии 2008 г.

Аппетиты растут

По мере внедрения новых услуг брокеры обещают корректировать стоимость своих сервисов. Они уверены, что им удастся выбить у финучреждений скидки на продаваемые через них кредиты. Благодаря этому даже при условии повышения собственных тарифов посредники надеются снизить общую стоимость консалтинговых услуг. «Думаю, что к концу года крупнейшие брокерские компании будут брать с клиента не менее 1% от суммы займа. Однако смогут предоставлять специальные условия — например, по ипотеке на 0,5–1% годовых ниже базовых ставок банка», — сообщил «ДС» Валерий Иваненко. По мнению экспертов, к таким бонусам финансистов будет подталкивать обострение конкуренции на рынке потребкредитования. Те не скрывают своей заинтересованности в таком сотрудничестве. «Для финучреждения оно означает дополнительный канал продаж продуктов, поэтому интересно любому банку», — подчеркнул в беседе с «ДС» директор департамента ипотечного кредитования Правэкс-Банка Дмитрий Буц.

До конца года финпосредники собираются, по меньшей мере, удвоить количество своих партнеров. Будут разрастаться и их региональные сети. По подсчетам экспертов, до конца 2008 г. они увеличатся в 2–2,5 раза. Одновременно ожидается появление трех-четырех новых компаний. «Полагаю, в Украину придет крупнейший российский брокер — компания «Фосборн Хоум», которая уже не раз заявляла об интересе к нашему рынку», — считает Валерий Иваненко. По мере насыщения рынка специалисты прогнозируют рост продаж через посредников. По предварительным данным, к началу 2009 г. через них будет предоставляться порядка 10–12% всей ипотеки, до 15% — автокредитов, около 5–7% — кредитных карт, а также открываться 3–5% депозитов и приобретаться до 6–7% сертификатов ПИФов. Достичь более солидных результатов они смогут лишь через пару-тройку лет. «В мировой практике через брокерские компании продается около 60% банковских, инвестиционных и страховых ритейловых продуктов», — очертил «ДС» перспективы развития этого вида бизнеса Валерий Суксин.

Авторы – Елена Лысенко, Маргарита Ормоцадзе
Источник – http://www.dsnews.ua (№ 14 от 07 апреля 2008)

Редактор: