Уже несколько лет государство пытается помочь молодым семьям обзавестись собственным жильем в кредит. Все безуспешно. Каждый раз, когда в высших эшелонах власти происходят кадровые перестановки, например, меняется состав правительства или комитетов ВР, на поверхность всплывает без преувеличения самый больной вопрос нашего общества: льготное кредитование жилья для молодых семей.
Действительно чего стоит материальная помощь, выдаваемая молодым родителям при рождении ребенка, если им попросту негде жить.
Вот и сейчас парламентарии, по-видимому, снова предпримут попытку создать благоприятные условия для получения молодежных кредитов на жилье. Соответствующий законопроект уже зарегистрирован в Верховной Раде. Может, новые депутаты придумали что-то новое? Да как сказать…
По информации аппарата ВР, проектом предлагается ввести возможность предоставления кредита на реконструкцию жилья, что не предусмотрено действующим Законом.
Все остальное – вроде бы “по-старому”: выдавать кредиты на 30-летний или меньший срок, размер кредита на приобретение или строительство (реконструкцию) жилья определять, исходя из нормы 21 кв. м общей площади жилья на одного члена семьи и дополнительно 20 кв. м на семью.
Кроме того, законопроектом предусматривается возможность предоставления кредитов на расходы, связанные с заключением и регистрацией договоров купли-продажи или строительства (реконструкции) жилья, а также кредитов для заведения домашнего хозяйства в новом жилье в размере до 5% стоимости приобретенного или построенного (реконструированного) жилья.
Т.е. для возможности приобрести необходимый минимум мебели и сделать простейшие ремонтные работы в жилье и т.п.
Кредит хотят все
Суть в том, что на протяжении нескольких лет в Украине действуют государственные программы помощи молодым семьям, желающим приобрести жилье. Для этого семья или одинокий человек может подать заявление и необходимые документы в Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству, где его поставят на учет, и когда подойдет его очередь, он получит материальные льготы на приобретение квартиры.
Когда программу запустили, стало ясно, что госбюджет не справляется с подобным милосердием, поэтому правительство разрешило фонду сотрудничать с коммерческими банками.
Другими словами, кредит предоставляет банк (за счет своих, а не бюджетных средств), а государство компенсирует ему определенную часть процентной ставки в размере учетной ставки НБУ. Что это означает на практике?
Муж и жена либо родитель-одиночка, либо одинокий гражданин, возраст которых не достиг 25 лет, оформляет кредит в коммерческом банке, к примеру, под 18%. Из них учетную ставку на момент заключения договора, например, 8%, платит банку государство, оставшиеся 10% – сам клиент.
Звучит заманчиво, и в 2005 начался ажиотаж среди молодежи. Если в 2004 с банками было заключено 1143 договора, то в 2005 – 15 800 контрактов. Информация к размышлению: всего за время работы программы было заключено около 17 тыс. договоров. Но об этом – позднее.
Уже в первый же год начались финансовые проблемы, договора заключать перестали, и, насколько нам известно, в прошлом году процентные ставки вообще не компенсировались. Заемщики выкручивались, как могли, платили взносы сами, а потом что-то когда-то получали от государства.
Были мы десятыми, стали двадцать пятыми
Стоит ли удивлятся, что такая “золотая жила” стала приманкой для коррупции. Прежде всего, стоящие в очереди на получение молодежного кредита, жаловались на непрозрачный принцип отбора заемщиков. По заключению аудиторов Счетной палаты, механизмы не обеспечили доступность жилья для молодых семей со средним уровнем доходов и неимущих молодых граждан.
Зато “нужные” люди успели оформить даже не одну льготную квартиру по “молодежке”. Хотя Генпрокуратура почему-то таких случаев не обнаружила. Сами же очередники на форумах сайтов (например, bin.com.ua) жаловались, что еще месяц назад были в очереди десятыми, а на сегодняшний день оказались 25-ми.
Из-за обвинений фонда в коррупции Министерство по делам семьи, молодежи и спорта в конце 2005 остановило программы фонда – выдачу кредитов из бюджета и коммерческих банков. В начале года министерство утвердило четкий порядок отбора заемщиков в зависимости от их рода занятий, регалий, количества детей в семье и т.д.
Порядок предполагал автоматическое формирование очереди с отражением информации на сайте фонда и, таким образом, исключал возможность взяточничества. Ввели и обязательное условие – будущий заемщик должен состоять на квартирном учете.
Многодетным ставку не снизят
Правительство, работавшее последний год, внесло много “позитивных” изменений в порядок молодежного кредитования. Например, обвинив банки в увеличении сроков предоставления кредитов (раньше-то давали на 5-10 лет, а потом увеличили даже до 30! А они сами пробовали выплатить такой кредит за пятилетку?), установили: частичная компенсация будет выплачиваться независимо от срока действия кредитного соглашения первые 5 лет, а после семья будет выплачивать кредит собственными силами.
Более того, была предпринята попытка лишить молодые семьи стимула к рождению детей. Если раньше семья без детей платила 3% годовых, семья с одни ребенком – вообще процентов не платила, семья с двумя детьми получала компенсацию на 25% суммы кредита, а семья с тремя и более детками платила вообще половину стоимости жилья безо всяких процентов.
Правительство решило, что это – слишком “жирно” для молодых семей, и ограничило льготы количеством детей на момент заключения договора. Если же через год у молодоженов рождается наследник, потом другой, третий, на проценты это не влияет. А через 5 лет льготы вообще исчезают. Так сколько, по предсказаниям демографов, нас будет через 10 лет? 38 миллионов? Едва ли!
Современное положение: все туманно
В 2007 году Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству намеревался заключить около 5 тыс. соглашений по программе частичной компенсации процентной ставки коммерческих банков.
По словам чиновников фонда, в текущем году на программу частичной компенсации предусмотрено 123,3 млн грн, что позволит полностью закрыть задолженность, выплачивать компенсацию на протяжении года и возобновить заключения новых соглашений по данной программе. В госбюджете на 2007 год было предусмотрено всего 50 млн грн. на выполнение данной программы. Председатель правления фонда Валерий Омельчук отметил, что 2006 год был переломным в работе Фонда, и его результаты наихудшие за последние 6 лет:
– В 2006 году было заключено льготных кредитов всего 646 – это где-то более чем в 2 раза меньше, чем в 2005 году. В предыдущие годы по льготным кредитам эта цифра была не меньше 1 тыс. и доходила до 1,5 тыс. По программе частичной компенсации новые кредиты не выдавались. Отсутствие заключения соглашений по программе частичной компенсации в прошлом году было связано с наличием задолженности по уже заключенным договорам.
Бюджетный кодекс не позволяет выдавать новые кредиты, если есть задолженность. Более того, была серьезная задолженность по уже заключенным договорам, а их было 17 тыс., – сказал Валерий Омельчук.
Появление такой задолженности чиновник связывает с неадекватной суммой в бюджете 2006 года (30 млн грн), ростом цен на жилье. Да мало ли можно найти причин, чтобы прикрыть банальное растаскивание денег! Вот о чем надо позаботиться, господа новые-старые парламентарии. А не вносить поправки и поправочки, которые все равно ничего не изменят в принципе.
Автор – Инна ГРИГОРЬЕВА
Источник – http://www.pk.kiev.ua