О проклятом квартирном вопросе

Вчера был дома у одного человека. “Дома” – это громко сказано, ибо живет он в общежитии. Нет, он не студент, а общежитие не студенческое. Раньше в этом трехэтажном сыром здании старой постройки жили рабочие какого-то завода, теперь живут совершенно разные люди, живут годами.

Как правило, где-то в 60-х-80-х газосварщики и клепальщики занимали комнаты 3-5 лет, после чего им давали отдельную квартиру. Теперь люди живут здесь на вечном поселении без каких-либо перспектив. Хотя, перспектива таки есть – руководство завода, за которым все еще числится это общежитие, может выселить всех на хрен, хибару продать под снос и застройку. Тогда, конечно, жители общаги пойдут сидеть в палатках под стенами мэрии с требованием прописать их в общаге, т.е. прировнять ее к обычному многоквартирному дому. С правами дальнейшей приватизации, наследования, продажи драгоценных клетушек. Впрочем, я не интересовался – может оно уже давно так.

Короче, о посещении общаги: иду я по темному коридору и удивляюсь его тесноте. Тесный он главным образом от большого количества шкафов, каких-то старых холодильников и неимоверного количества картонных коробок из-под бытовой техники. В приоткрытую дверь видны внутренности общей кухоньки – две закопченные газовые плиты с перегоревшими решетками, уставленные кастрюлями. Раковина с льющейся водой. Тетки в халатах со сковородками. Снующие дети.
Под дверью комнаты моего знакомого стоят несколько пар обуви, лежит коврик. Вытираю ноги, вхожу. Комната метров 15. Внутри все устелено коврами, стоит новенькая мебель – “стенка”, “мягкий уголок”, диван, кровать ребенка. Сразу бросается в глаза плазменный телевизор нечеловеческих размеров, колонки повсюду. На стойке у телевизора виднеются дивидишик, усилитель, ресивер, сиди-чейнджер и сони плейстейшен, пока еще N2. В углу виднеется закрытый ноутбук с весело мигающим зелеными огоньками кабельным модемом.

В “кухонном” углу – аккуратная стоечка, подобная барной, с высокими стульями и растровыми светильниками сверху. Высокий двухкамерный холодильник цвета нержавейки, микроволновка.

Ребенок в памперсе терзает папин модный слайдер, сидя на диване, детские игрушки, разбросанные вокруг, его не интересуют. Его мама болтает с кем-то по своему мобильнику.

Чего здесь нет, так это сортира – он общий, один на этаж, и душа – он один на все здание. Нет и свободных квадратных метров – тесновато в комнате.

Глава семейства имеет хорошую работу, машину за окнами общаги, через пару дней едет в командировку в Австрию. Он имеет почти все, кроме отдельной квартиры в Киеве.

Мой знакомый зарабатывает по сегодняшним киевским меркам неплохо, но квартиру ему не купить. Нет, конечно, парень он умный и настойчивый – возможно, ему повысят зарплату. Скоро жена выйдет из декретного, тоже будет работать. Они напрягутся, умерят свою любовь к дорогой технике, не будут ездить по курортам, лет через 5 заплатят банку первый взнос, потом лет десять будут отдавать кредит по грабительским процентам. Может ему повезет – он не лишится работы, не попадет в крупную аварию, гоняя на машине. Никто из них не заболеет. В стране не случится экономического кризиса. Может, все сложится по другому…

Этот знакомый – крайний случай, сильно, видимо, поразил меня его гигантский плазменный телевизор, так контрастирующий с убогим зданием с общей кухней и сортиром. Много людей живет по таким общагам скромнее, но не бедно. Вот им не скопить на квартиру при современных ценах никогда. Такие люди живут не только в общежитиях – на съемных квартирах, у родителей, по десять человек в квартире. Все они могут позволить себе накупить компьютеров, стиральных машин и путевок в Египет. Никто не сможет купить себе квартиру. Уж очень сильно отличается цена жилья от стоимости остальных жизненных благ.

Вспоминаются прежние советские времена. Тогда было чуть ли не наоборот – квартиры давали на халяву и достаточно быстро. Зато цветной телевизор стоил приличных денег и купить его при этом было не просто – очереди, талоны и прочая фигня. Автоматическая стиральная машина – нечто недостижимо-фантастическое. Машина – по гигантским очередям.

Кто его знает, что для человека более важно – отдельная комната с пустыми стенами или плазменный телевизор с микроволновкой в придачу в общей комнатке.

Может, ради этого и боролись в Перестройку? Предпочли стиральную машину и музыкальный центр возможности получить халявное жилье.

Это на самом деле эквивалентный обмен – вся техника – от телевизора до автомобиля – делается за рубежом, на ее покупку требуются доллары. Откуда в стране берутся доллары? От продажи некоей продукции за границу. Что производит Украина? Металл.

Без металла не построить жилье, много его надо в виде арматуры, труб, электропроводки, гвоздей, строительной техники – от лопаты и тачки до башенных кранов.

На производство кирпича и цемента требуется много энергии – а ее нет, потрачена на производство металла.

Строителям надо платить нормальную зарплату, ведь кроме покушать и одеться им тоже хочется последнюю модель мобильника и большой телевизор.

Систему эту не переделать.

Что делать?

Есть немало вариантов:

РЕКЛАМА

1) Наслаждаться купленной техникой. Прятаться от жизни в Интернете, часами гонять монстров по экрану монитора. Погружаться в ежевечерние телесериалы. Глазеть на разнообразные экраны, чтобы не видеть друг друга. Прятаться ночью под одеяло от подрастающего ребенка, стараться делать “это” тихо. Поглубже засовывать в уши наушники плеера, чтобы не слышать родителей, делающих “это” в метре от тебя, после шепота “он уже спит”. Жить, не думая, о том, что будет дальше. Поменьше глазеть на новостройки. Пьянствовать.

2) Поскорее сживать со свету престарелых родителей, занимающих жилплощадь, готовиться к такой же участи в будущем.

3) Постараться влиться в тонкую прожилку хозяев жизни – металло-угле-нефте-трейдеров, народных депутатов, крупных бандитов.

4) Играть в лотерею, ждать наследства от богатых дядюшек, выходить замуж за олигарха, жениться на его единственной дочери.

5) Для приехавших “покорять столицу” – вернуться в родное село (город). Найти себе работу с зарплатой 80-100 долларов, с выплатой раз в три месяца, копаться в огороде, наслаждаться Петросяном в телевизоре. Сына отправить в армию – авось не убьют, потом на стройку, никакого института. Дочь пусть катится сразу после школы замуж или в Италию жопу старушкам вытирать.

6) Самому катиться к пресловутым итальянским (португальским, испанским и прочим) задницам.

7) Попытаться заработать на квартиру, работая “на работе”.

Для среднего человека наибольший интерес представляет, конечно, последний пункт. Давайте посчитаем.

Средняя зарплата в Киеве, как утверждает горадминистрация 2 115 гривен или 423 $ в месяц. (Это данные за март сего года, свежее не нашел).

Не буду сейчас говорить о том, что “средняя зарплата” – абсолютно идиотское понятие, ничего не отражающее, типа средней температуры по больнице. Предположим, у одного человека зарплата 10 000, а у двух 600 гривен. В среднем же будет 3 733 на рыло. Звучит нормально, но реальности не отражает.

В общем, есть человек лет 23-х, с зарплатой 2 115 гривен. У него есть точно такая же жена. Детей нет – негде жить, “…вот купим квартиру…”. Им несказанно повезло – некий добрый человек сдал им тесную, смердящую гостинку всего за 300 баксов в месяц. У них остаются целых 546 $ в месяц! Куча денег.

Только вот им нужно ездить ежедневно на работу, тратя деньги на проезд, кушать надо что-то, одеваться. Молодые люди склонны пользоваться мобильной связью и компьютерной техникой. Они любят поехать во время отпуска куда-нибудь. Любят ходить на концерты, пить пиво в барах. Некоторые, как ни странно, помогают деньгами родителям.

Однако наша пара не такая – они аскеты. Ездят только на троллейбусах и метро, кушают только мивиноподобную гадость, пьют только воду из крана, носят только секонд-хенд, а развлекаются только телевидением и безопасным сексом. Они экономят целых 450 $ в месяц при такой жизни. Если цены не будут расти, всего через 6 лет они соберут на первый взнос для кредита на покупку однокомнатной квартиры.

Итак, нашей паре по 29 лет – у них новоселье. Ура! Но радоваться рано – им нужно еще отдавать кредит с громадными процентами банку. Обзаведение потомством нужно отложить на потом – если кто-то из них потеряет работу, это будет катастрофа.

Семья продолжает свою размеренную аскетическую жизнь еще минимум 10 лет. Потом они свободны. 40 лет – это, конечно, оптимальный возраст для рождения первого ребенка. Это вам любой врач скажет, из тех, кто занимается уродами, инвалидами, даунами.

Короче, остались они на старости лет без детей, зато в отдельной однокомнатной квартире на окраине Троещины. Жить осталось не очень долго – здоровье, подорванное плохим питанием, стрессами и больная психика, подорванная телевидением не позволят наслаждаться безмятежной старостью.

Если молодые люди как-то исхитрились и завели ребенка, все равно это ничего не меняет – скоро ему самому понадобиться жилье, придется повторять жизнь родителей, либо тихонько их придушить.

Мы выяснили, что квартиру приобрести вполне реально, но не имеет смысла. Лучше родить ребенка, накупить себе в утешение высокотехнологических игрушек и надеяться, что ситуация как-то разрулится сама собой.

Автор –  Алексей Заровский
Источник – http://www.narodnapravda.com.ua

Редактор: