Руководители Министерства по делам семьи, молодежи и спорта опять упражняются в красноречии, рисуя светлые перспективы государственных программ льготного кредитования молодых семей.
Так, наконец-то обещают реанимировать фактически не действовавшую в последнее время программу частичной компенсации процентных ставок коммерческих банков по жилищным кредитам для молодых людей. Говорят, в бюджете нашлись деньги как для продолжения выплат по уже выданным ссудам, так и для компенсаций по новым кредитам, которых, к слову, до конца года планируют предоставить «аж» около 3 тысяч.
Однако финансовые учреждения отнюдь не торопятся подключаться к программе кредитования молодежи. Ведь по-прежнему действует закон, устанавливающий, что для осуществления любых правовых действий с недвижимым имуществом, право пользования которым имеют несовершеннолетние, теперь требуется согласие органов опеки.
Банкиры уже убедились, что получить такую справку в опекунском совете очень даже непросто. Дело в том, что никто не хочет брать на себя ответственность в связи с возможным выселением ребенка из квартиры. Ведь при жилищном кредитовании приобретаемая в кредит недвижимость является залогом. То есть распоряжаться ею по своему усмотрению покупатель вправе лишь после того, как он рассчитается с банком. И если раньше для оформления залога достаточно было предоставления правоустанавливающих документов на недвижимость и согласия заемщиков, то сейчас при регистрации в кредитуемой банком квартире ребенка необходимо разрешение опекунского совета. Иначе финучреждение не сможет в случае чего продать залог…
Понятно, что в этой ситуации банки очень осторожно относятся к кредитованию семей с детьми. По сути, молодых родителей лишили возможности обзавестись жильем в кредит. Финансовые учреждения потеряли 30-40% потенциальных и достаточно перспективных клиентов. Ибо средний возраст претендентов на жилищную ссуду составляет 28-35 лет, и, как правило, у них уже есть несовершеннолетние дети.
Банкиры еще не придумали, как выйти из сложившейся ситуации. Хотя поначалу казалось, что способ обойти острые законодательные углы есть. В соответствии с нормами Гражданского кодекса местом жительства ребенка является место проживания родителей или одного из них. То есть, в принципе, чтоб избежать вмешательства органов опеки, можно зарегистрировать одного из родителей и ребенка не в приобретенной в кредит квартире, а где-нибудь в другом месте. Но это создает значительные неудобства для заемщиков. К тому же ничто не мешает недобросовестным клиентам с детьми брать кредиты, заранее спланировав их невозвращение. Ведь запретить родителям регистрировать их чад в заложенных квартирах никто не может, опекунские же советы, как несложно предположить, не вдаваясь особо в детали сделок, всегда будут на стороне детей… Получается гордиев узел, и если его не разрубить, банки окончательно потеряют интерес к «молодежному» кредитованию.
Между тем, в Верховной Раде почти год пылился законопроект, предусматривавший упрощение процедуры оформления ипотечного кредита. В частности, в этом документе шла речь о том, что семьям с несовершеннолетними детьми не нужно обращаться в органы опеки и попечительства за разрешением на оформление договора ипотеки. Ведь, анализируя платежеспособность потенциальных заемщиков, финучреждения тщательно изучают их репутацию, источники доходов, кредитные истории. Таким образом, ситуация, при которой родители могли бы лишить ребенка жилья, практически исключена. Но, увы, упомянутый законопроект так и не стал законом. А значит, путь к обещанным молодежи ссудам весьма тернист.