Ипотечное мошенничество связано с брокерами и сотрудниками банков Предоставление ложных сведений о заемщике в США является уголовным преступлением. Стремительный рост цен на недвижимость в 2006 году значительно увеличил размеры выдаваемых ипотечных кредитов.
Соответственно, возросли и размеры ежемесячных платежей. В результате воспользоваться услугами ипотечного кредитования сегодня может лишь определенная категория граждан.
«Чтобы купить однокомнатную квартиру в Москве за 130 тыс. долл., нужно иметь доход свыше 2 тысяч долл. в месяц, – объясняет Татьяна Вознесенская, председатель правления Русского ипотечного банка. – Мы сами должны отдавать себе отчет в том, что доход в 2300 долл. получает у нас небольшой процент населения, то есть средние слои, но никак не рядовые граждане». «Те граждане, которые могли позволить себе ипотеку, уже внутри этого рынка», – подчеркивает Иван Анисимов, заместитель директора департамента по работе с частными клиентами банка «Сосьете Женераль Восток».
Привлекая клиентов, банки стали смягчать условия ипотечного кредитования. «Масштабным увеличением объемов кредитования в последнее время мы обязаны расшатыванию банковских стандартов, применяемых к заемщику», – уверена Алла Цытович, вице-президент банка «ДельтаКредит». В погоне за клиентами банки придумывают все новые и новые схемы кредитования, не только снижая процентные ставки, но и привлекая лояльным отношением к оценке платежеспособности заемщиков.
«Чтобы оценить возможные последствия «мягких» стандартов, не нужно далеко ходить, – проводит параллели Павел Комолов, директор по развитию бизнеса Независимого бюро ипотечного кредитования. – Доля ипотечных кредитов, заканчивающихся дефолтами в США, поднялась до 0,58% с 0,54% за четвертый квартал 2006 фискального года». При этом, как отмечает эксперт, «в последние полгода, когда рынок США ощутимо замедлил свой рост, количество случаев мошенничества резко возросло».
При этом, по статистике, чаще всего мошенничество совершается с помощью брокеров и сотрудников банка, имеющих как доступ к кредитному делу, так и возможность внести в него изменения. «Информацию о заемщике, причем и без его ведома, может исказить и брокер, и сотрудник банка, мотивируемый выполнением плана и вытекающей из этого премией», – уверен Павел Комолов. – «Помощь» брокеров порой заходит так далеко, что они даже переводят суммы на счета заемщиков перед подачей выписок по счету в банк, а затем включают эту сумму в свою комиссию».
Интересно, что предоставление ложных сведений о заемщике в США является уголовным преступлением. В России банк, уличив клиента в недостоверности предоставленной информации, просто откажет ему в ипотечном кредите и занесет его фамилию в свой «черный» список.
По данным американской Ассоциации ипотечных банков, ущерб, нанесенный мошенничеством в ипотечной индустрии в 2006 году, составил 946 млн долл. «Мошенничество обходится ипотечной индустрии и экономике США в сотни миллионов и даже миллиарды долларов. В среднем по кредитам, которые обычно кончаются дефолтом, потери кредитора оцениваются в 37–40% от выданной суммы», – отмечает Павел Комолов.