Сегодня украинский рынок банковского ритейла переходит на новый качественный этап развития. В период освоения рынка, когда идет борьба за наиболее выгодные ниши, банки вынуждены направлять максимум усилий именно на расширение клиентской базы, нередко пренебрегая ее качеством.
Полагаю, что наиболее продвинутые банковские учреждения понимают, что в Украине этот этап, если не подходит к концу, то скоро это произойдет.
Особенно заметно изменения в связи с ожиданием насыщения рынка будут сказываться на деятельности банков, специализирующихся на кредитовании физических лиц. Принципы, которыми руководствовались банки в период «кредитного бума», в новых условиях, скорее всего, окажутся недопустимыми. В этой связи розничные банки становятся перед неизбежным выбором: вплотную заняться качеством своего кредитного портфеля, либо продать банк на пике его роста.
В первом случае необходимость перемен обусловлена растущим уровнем просроченной задолженности на рынке, который, по некоторым данным на 1 октября 2006 года составил 4,86%. Другие источники приводят еще более пугающие цифры. По некоторым оценкам, реальное значение показателя в 3-5 раз выше, что связано с искусственным занижением объемов просрочки в банковских балансах из-за нежелания банков показывать реальный уровень просрочек. Кстати, очень жаль, что официально НБУ или АУБ не публикует подобные цифры.
Некоторые аналитики настолько пессимистичны в своих прогнозах, что уже сегодня пророчат банковской системе нашей страны массовый кризис неплатежей, по аналогии с событиями 2003 года в Южной Корее.
Сегодняшний рост просроченной задолженности украинских банков по потребительским кредитам стоит связывать с наступлением сроков платежей по кредитам, выданным в последние два года, которые уже иначе, кроме как годы «кредитного бума», когда в борьбе за наиболее привлекательные потребительские сегменты банки снижали требования к заемщикам, упрощали процедуру их оценки, никто не называет. Теперь, когда «безе с торта уже съедено» отечественные банки могут себе позволить более придирчиво оценивать заемщика, применять более жесткие критерии отбора. Сегодня на рынке розничного кредитования происходит смещение приоритетов – от размера кредитного портфеля к его качеству.
К числу лидеров по объему просроченных потребительских кредитов относятся банки, которые специализируются, в основном, на беззалоговом экспресс-кредитовании, в том числе на кредитовании в местах продаж. Такие формы выдачи кредитов предполагают предъявление минимальных требований к заемщику и весьма поверхностную оценку его платежеспособности, отсюда – высокая доля неплатежей. Полагаю, что в ближайшие годы эта форма кредитования отойдёт на задний план, уступив место овердрафтному карточному кредитованию. Эта форма кредитования является менее рискованной, поскольку, применяя ее, банк располагает большими возможностями для ознакомления с кредитной историей заемщика, отслеживания его платежеспособности и может соответствующим образом лимитировать размер доступного кредита.
Кстати, одной из причин появления просрочек по розничным кредитам является незнание нашими гражданами реальных ставок по кредитам. Зачастую, эффективная ставка по розничным кредитам в несколько раз превышает ставку, заявленную в рекламе банка. Обычно дополнительный процент спрятан в комиссию за ведение ссудного счета, используются и другие уловки. Клиент может просто переоценить свои финансовые возможности при получении кредита и, в результате, не суметь выплатить долг.
Уменьшению уровня просроченной задолженности будет способствовать ужесточение отбора заемщиков и совершенствование систем риск-менеджмента в каждом отдельном украинском банке, желающем продолжать работать на рынке розничного кредитования. Очень бы хотелось, чтобы этой же цели были подчинены действия законодательных органов и регуляторов, формирующих условия, необходимые для качественного развития данного рынка в Украине (правда, пока это так и остается на уровне пожеланий). Одним из этих условий является наличие соответствующей инфраструктуры – бюро кредитных историй и коллекторских агентств, деятельность которых активизируется.
Предстоящее в обозримом будущем снижение темпов роста потребительского кредитования будет связан с переходом рынка розничного кредитования на новый качественный уровень развития. Последние годы отечественные розничные банки придерживались стратегии «снятия сливок», осуществляя торопливый и довольно неразборчивый набор клиентской базы из наиболее высокодоходных сегментов потребителей. Поскольку значительная доля таких потребителей сосредоточена в Киеве и городах-миллионниках, то сегодня эта часть рынка оказалась в достаточной степени охвачена кредитными услугами. И теперь, когда самые привлекательные ниши уже заняты, дальнейшая конкуренция в этих сегментах потребует от банков серьезных усилий и материальных затрат.
Поэтому все чаще наши банки обращают внимание на менее доходные группы жителей Киева, областных центров и даже – на население небольших городов Украины. Последующий рост потребительского кредитования будет связан с постепенным освоением этих сегментов, что потребует от банков пересмотреть свое отношение к технологиям работы с клиентами. В первую очередь, это касается ужесточения методов оценки платежеспособности заемщиков и их отбора, а также совершенствования кредитного риск-менеджмента, потому как существующие подходы к управлению кредитным риском уже сегодня привели к значительному росту просроченной задолженности, а применительно к новым сегментам они и вовсе окажутся неэффективными.
Завершение этапа «деления торта» приведет к активизации сотрудничества банков с кредитными бюро. До недавнего времени их деятельность нельзя было назвать эффективной. Теперь, когда сформирована некоторая лояльность клиентов к своему банку, последний уже с меньшей неохотой делится информацией о клиентах. Поэтому процесс накопления кредитными бюро справок о заемщиках, в том числе неплательщиках, пойдет быстрее. В перспективе эта информация может стать реальной опорой, обеспечивающей устойчивость банковских кредитных портфелей.
Если бюро кредитных историй – это первичный инструмент защиты от кредитных рисков, позволяющий предотвратить его возникновение, то коллекторские агентства служат инструментом «выбивания» уже существующей задолженности. Обращение к услугам коллекторов – хороший выход для небольших украинских банков, которые не могут себе позволить содержание собственной службы по возврату долгов. Кроме того, эффективность деятельности специализированных коллекторских агентств, как правило, выше, чем у банковских служб, что делает целесообразным сотрудничество с агентством крупного банка.
Инструменты защиты банков от кредитных рисков не ограничиваются процедурой оценки заемщика и технологиями риск-менеджмента. Относительно новым методом защиты можно назвать страхование банками своих кредитных рисков, благодаря которому банк имеет возможность застраховать риск убытков, которые могут возникнуть в результате неисполнения заемщиком в установленный договором срок обязательств по возврату основной суммы или уплате процентов по кредиту. Обычно выбирается определенный срок действия договора (несколько месяцев или год), в течение которого все выданные кредиты считаются застрахованными. Размер страховой премии по договорам страхования потребительских кредитов колеблется в среднем от 2 до 10 процентов годовых от общего прогнозируемого на срок страхования объема выданных кредитов. При установлении конкретной тарифной ставки учитывается процент невозврата кредитов, наличие в банке эффективной скоринговой системы. Пока данный вид страхования на украинском рынке развит довольно слабо и при заключении договора страховые компании оговаривают все условия получения полиса с каждым банком индивидуально. Однако, спрос на страхование кредитов будет расти, что позволит страховым компаниям отработать механизмы взаимодействия с банками и, как следствие, сделает страхование кредитных рисков более доступным.
Таким образом, украинские банки, желающие успешно работать в секторе розничного кредитования, смогут перейти от экстенсивного развития, приоритетом которого было увеличение кредитного портфеля, к развитию интенсивному. Здесь владельцы банка оказываются на перепутье: либо продавать банк на пике роста кредитного портфеля, либо вплотную заняться качеством последнего. Банки с поставленным на поток розничным бизнесом и развитой филиальной сетью сегодня вызывают большой интерес у западных инвесторов, которые готовы платить по 3-4 размера капитала банка. Но, основная причина расположения западных банков к украинскому банковскому рынку заключается в значительных темпах его роста, превышающих темпы роста всей украинской экономики, при относительной ненасыщенности банковскими услугами. Сохранится ли такое положение через 3-4 года? Прогнозировать сложно, но полагаю, что вряд ли.
Второй вариант развития розничного банка предполагает качественные изменения клиентской политики, ужесточение требований к заемщикам и совершенствование риск-менеджмента. Эти меры становятся необходимыми при расширении клиенткой базы посредством привлечения клиентов, формирующих менее обеспеченные слои населения, основная часть которых расположена в регионах.
Для тех, кого не прельщает такой вариант развития, именно сейчас создались весьма благоприятные условия для продажи бизнеса: западные инвесторы готовы платить по 3-4 размера капитала банка. Иностранцев привлекают, в первую очередь, банки с достаточно разветвленными филиальными сетями и широкой продуктовой линейкой. Таковые в Украине имеются. Кроме этого, инвесторы обращают внимание на наличие в ассортименте банка услуг по доверительному управлению. С этим дело обстоит более напряженно, но думаю, что в ближайшее время украинские банки будут развивать этот вид бизнеса более активно (причем, отнюдь не из-за желания «продаться» иностранцам – просто перспективное направление представляет собой услуга по доверительному управлению).
Итак, новые условия игры, к которым, я уверен, наиболее продвинутые украинские банки уже начали готовиться самым серьезным образом, определяют расстановку приоритетов на розничном кредитном рынке. Наиболее привлекательными являются направления карточного кредитования и ипотеки. Кредитные карты становятся менее рисковой альтернативой потребительскому кредитованию, в том числе в местах продаж. Популярность ипотеки обусловлена быстрым ростом цен на недвижимость, в условиях которого банки вынуждены сокращать сроки процедуры принятия решения о выдаче кредитов, снижать (а порой – и отменять первоначальный взнос). Таковы тенденции развития кредитования граждан украинскими банками.
Источник – http://www.oligarh.net