CarCredit – групповая покупка авто (поучительная история)

В городе Кременчуге действует схема CarCredit, которую кременчужане принимают за дешевый кредит. В действительности же речь идет об услугах относительно приобретения товаров в группе. В результате выходит, что не фирма кредитует клиента, а клиент фирму.

Правоведы сравнивают схему деятельности конторы с кассами взаимопомощи, которые действовали еще в советское время. Человек, который рассказал нам свою историю о “кредите”, называет эту систему просто – лохотрон.

ДП “Филдес Украина” выглядит респектабельно. Оно не прячется в кустах, а занимает помещение в известном торговом центре с солидной репутацией, дает рекламу в газетах с привлекательным заголовком “CarCredit – для тех, кто умеет экономить свои деньги”. Клиенты ДП “Филдес Украина”, с которыми мы пообщались, признаются, что все это вместе, плюс низкие проценты и минимум документов для оформления, и повлияло на них во время принятия решения в интересах подписания контракта.

Сначала деньги. Стулья потом

– Мой отец мечтал об автомобиле, – рассказывает Костя. – Он пенсионер и всей суммы, чтобы приобрести машину сразу, у него не было. Поэтому он решил взять кредит. Банковские проценты были для него высокими. А тут на глаза как раз попала реклама системы “CarCredit” – автомобиль можно взять, переплачивая только 3,6 процента. В офисе CarCredit отца встретили две девушки- консультанта. Они объяснили, что нужно только выбрать автомобиль, принести паспорт и код, подписать контракт, сделать первый взнос – и уже через два- три месяца он будет управлять новеньким автомобилем. Отец выбрал ВАЗ ценно около 48 тысяч гривен. Первый взнос составил около двух тысяч, а остальные выплаты фирма разбила на 84 месяца, то есть на семь лет. Ему дали почитать договор, но взять его домой для ознакомления не позволили. Мол, это внутренняя информация и выносить ее нельзя. Вместо этого заверили, что после осуществления первого взноса договор обязательно отдадут. Отцу предложение показалось более чем заманчивым. Да и подумаешь – кредит. Разве это проблема в наше время? Поэтому он и подписал контракт с CarCredit и заплатил первый взнос.

“Виртуальное авто”

Костя пообещал помочь отцу с выплатами. Поэтому когда тот рассказал сыну, что взял кредит в торговом центре, парень начал читать договор – просто ради любопытства. – Можете представить мое удивление, когда я увидел, что о кредите в документах речь вообще не идет, – продолжает Константин, – и ни о каком торговом центре тоже. Выяснилось, что это одесский филиал какого-то ДП “Филдес Украина” с главным офисом в Киеве. Из контракта я узнал, что фирма всего лишь предоставляет “услуги по администрированию системы, которая условно называется CarCredit с целью приобретения автомобиля в группе”. То есть, сначала еще должна сформироваться группа, члены которой ежемесячно будут делать взносы. А первый взнос, который отец считал первой выплатой за автомобиль, оказался лишь вступительным в систему.

– Я общался с другими клиентами, – добавляет Костя. – Они рассказывали, что до них начало доходить, что что-то здесь не то, когда через две недели после уплаты вступительного взноса они получили письма с приглашениями принять участие в торгах. Из контракта парень понял, что каждый месяц в CarCredit разыгрывается по два автомобиля. Первый достается тому клиенту, который имеет больше всех баллов. Один взнос дает один балл. То есть, чем больше взносов, тем больше шансов у клиента получить автомобиль раньше других членов системы. За второй автомобиль нужно поторговаться. Раз в месяц клиент по желанию может послать администратору системы письмо. В нем он пишет, сколько досрочных взносов может сделать сразу, для того, чтобы ускорить получение автомобиля. Предложил больше других – выторговал машину.

– Автомобиль передают клиенту в течение двух-трех месяцев после того, как он выигрывает его в группе, – отмечает Костя. – Но не через два-три месяца после вступительного взноса, как говорили отцу консультанты. А когда наступит счастливый момент выигрыша – через год, три или семь – никто конкретно не говорит. Выходит, отец длительное время будет платить деньги за виртуальный автомобиль. К тому же, то, что вы выиграли автомобиль на торгах или по баллам, еще не значит, что вы его получите. Теперь CarCredit понадобится справка о ваших доходах и состоянии здоровья, залог и чье-то поручительство. Если вы откажетесь предоставить им настоящие документы, они, в свою очередь, не дадут вам машину.

“Выходит, деньги мы им подарили”

– Мы решили, что будет лучше расторгнуть соглашение и вернуть свои деньги. Ведь отец оплатил фирме только вступительный взнос, до ежемесячного взноса очередь еще не дошла, – рассказывает парень. – Но это оказалось не так легко. Никто не говорит, что не вернет неудовлетворенным клиентам деньги. Просто не все и не сразу.

Во-первых, CarCredit налагает на клиента штраф за досрочное расторжение контракта – десять процентов от суммы взносов. А еще ВОЗВРАЩЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖАТ вступительный взнос, административные расходы и страховые взносы, которые клиент исправно платил ежемесячно. К тому же, CarCredit вернет деньги только после того, как будет ликвидирована группа. То есть, когда все ее члены получат машины или выйдут из системы. Правда, есть еще один вариант. Если клиент успеет подать заявление о расторжении контракта в течение семи дней с момента его подписания, то фирма вернет ему вступительный взнос. – Мы не успели. Выходит, вступительный взнос отец им подарил, – говорит Костя. – Можно судиться, доказывать, что отца ввели в заблуждение. Но по контракту делать это нужно только в Киеве. Но я больше потрачу денег на судебную волокиту, чем верну. Если верну. Я это хорошо понимаю. Но, может, хотя бы опыт моего отца заставит кого-то трижды подумать, прежде чем вступать в подобные системы.

“Это напоминает кассу взаимопомощи”

Некоторые клиенты ДП “Филдес Украина” пытаются выйти из системы и вернуть деньги за счет продажи своей очереди желающим. Мы вышли на них по объявлению, пообщались и выяснили, что каждому из них девушки-консультанты CarCredit обещали машину через два-три месяца. И у каждого из них почему-то создалось впечатление, что идет речь о кредите. Не это ли целенаправленное введение клиента в заблуждение, если о кредите в контракте нет ни слова? Об этом мы спросили частного нотариуса Светлану Дудкину.

– Светлана Григорьевна, ст.19 Закона “О защите прав потребителей” запрещает нечестную предпринимательскую деятельность, которая вводит потребителя в заблуждение. Разве не это делают девушки-консультанты, когда работают с клиентами?

– Степень ответственности фирмы зависит от того, кем девушки представляются. Ведь клиентам никто не объясняет, кем они являются, а люди, в свою очередь, не требуют от девушек документов. Во-первых, они могут быть не сотрудниками компании, а лишь рекламными агентами. Им дали определенную информацию, и они ее распространяют. И отвечают только за то, что им предоставили. Например, в том же идентификаторе контракта есть фамилия продавца, номер салона. Но в контракте не указывается, кто действует от имени фирмы – только подпись и печать. Скорее всего, бланки заготовлены предварительно. На них уже проставлены подписи. И печати без номера салона или филиала. ДП указано, но не больше.

Во-вторых, если девушки – сотрудники компании, то введение в заблуждение становится вопросом доказательной базы. Рассмотрим, как вариант: фирма предоставила людям, которые консультируют клиентов, неправдивую информацию. Тогда еще нужно доказать, что они сообщали клиенту именно эту информацию, а не любую другую. Например, доказательством может быть даже рекламный проспект, в котором содержатся недостоверные данные. Но для того, чтобы доказать, что их ввели в заблуждение, людям необходимо объединиться. И, наконец, важнейший момент. Клиент собственноручно ставит свою подпись под контрактом, в которой есть пункт, который гласит: “Этим подтверждаю, что я своевременно получил полную, необходимую, достоверную информацию, о положениях, которые содержатся в этом контракте. Все условия контракта мне известны, понятны и детально разъяснены лицом, которое подписывает контракт со стороны ДП “Филдес Украина”.

Что здесь еще добавить?

– Можно ли назвать пирамидами компании, которые работают по подобным схемам?

– Думаю, да. Если объяснять суть людям старшего возраста, которые, как правило, и становятся клиентами таких фирм, нужно сказать, что это обычные кассы взаимопомощи. Они существовали еще в советское время. Члены группы делали ежемесячные взносы, накапливая определенную сумму, и за счет этого они по очереди получали какое-то благо. Грубо говоря, это те же схемы.

РЕКЛАМА

– Если бы я принесла вам просмотреть подобный контракт, что бы вы мне посоветовали?

– Я посоветовала бы вам обратиться за кредитом в банк. Если финансовое состояние это не позволяет, то лучше открыть депозитный счет с возможностью пополнения и откладывать деньги. И через определенное время, через те же семь лет, купить себе машину. Судите сами. В подобных системах, для того, чтобы ускорить получение товара, нужно вносить дополнительные платежи. Но люди, которые в эту систему вступают, потому туда и идут, что не имеют возможности вносить большие суммы. Их привлекают именно маленькие взносы и низкая процентная ставка. Достоверность того, что человек начнет досрочно выплачивать по несколько взносов, низкая. То есть человек сможет получить товар лишь в общем порядке. А это время. И не известно, кто еще до этого доживет. Чем меньшие взносы, тем более людей должно быть в группе. Соответственно, тем более шансов, что кто-то не заплатит – умрет, выйдет из группы и тому подобное. К тому же, если внимательно просмотреть контракт, то выясняется, что клиент, кроме ежемесячного взноса, должен также платить административные расходы, 3,6 процентной ставки, плюс ассигнационный сбор в размере 4 процентов от суммы стоимости автомобиля, плюс обязательное страхование – полное КАСКО, отказ от которого приводит к отказу выдачи машины. То есть выходим на тот же уровень расходов, что и в банке.

– Что будет с клиентами, если фирма завтра уедет из Кременчуга?

– Главный офис все равно останется в Киеве – в нашем городе даже не филиал. А если фирма прогорит. В контракте полное название фирмы не указано. На печати видно, что это – Дочернее Предприятие. Конечно, юридическое лицо несет ответственность по своим обязательствам своим имуществом, но задолженность погашается в порядке очередности, поэтому очередь до каждого участника системы может и не дойти. Скорее всего, исходя из названия ДП, основателем этого дочернего предприятия является иностранная компания. Ее права и обязанности в случае ликвидации ДП должны быть прописаны в уставе. Даже если определенная ответственность иностранной компании предусмотрена, то придется общаться с ней на международном уровне.

Беда в том, что наши люди слишком беззаботны. Они не хотят читать то, что подписывают. А если и читают, то не вдумываются. К юристу обратиться боятся – думают, обойдется дорого. Но лучше раз проконсультироваться, чем кому-то подарить свои деньги. Даже то, что людям не дают домой договор почитать, их не настораживает. Ну, если уже вам наговорили множество приятных слов и вы поверили, подписали договор, то возьмите его и покажите специалисту. Даже настоящий контракт можно разорвать в семидневный срок с возвратом вступительного взноса или в 30-дневный – без возврата. Но, по крайней мере, вы не втягиваетесь в систему. Контракт составлен так, что пространства для судебного иска здесь мало. 15 листов закрученных формулировок, в которые даже мне, как юристу, вникнуть сложно. В то же время, там прописаны все тонкости. Договор написан на двух языках – русском и украинском. Так что сослаться на то, что не понимаете один из языков, невозможно. То есть в юридическом плане все идеально. Клиенты должны знать, что по контракту судиться им придется в Киеве и решение суда никто не берется предусмотреть. Но никто не отбирал у них права обращаться туда или в общество защиты прав потребителей или в ту же прокуратуру, если они считают, что для этого имеются основания.
“CarCredit – это только название. Но никто не говорит, что мы даем кредит”

Костя считает, что консультанты целенаправленно ввели его отца в заблуждение. Мы попросили прокомментировать эту ситуацию представителей ДП “Филдес Украина” – председателя отдела маркетинга и рекламы Александра Лазаря и регионального директора центрального региона Максима Безпальчука.

– Клиенты “CarCredit”, с которыми мы пообщались, имеют определенные претензии к действиям продавцов-консультантов. Так, они рассказывают, что им не предоставили полной информации о системе и отказали в том, чтобы взять договор домой для ознакомления.

– Да, действительно, продавцам-консультантам категорически запрещается давать договоры с мокрыми печатями на вынос по той простой причине, что каждый контракт закреплен за номерным идентификатором. Каждый договор, который попадает к продавцам в салон, имеет мокрую печать. Это минимизирует все вариации на тему “Это не тот договор” или “Это не такой договор”. Но клиент может попросить сделать ему ксерокопию контракта. На самом деле, даже это не играет большой роли. Например, вы говорите, что заключили
договор, который вам не дали почитать. Вы все равно придете домой и ознакомитесь с контрактом. И если вас что-то не устраивает, то статья вторая позволяет вам разорвать контракт в течение семи дней с момента его подписания и вернуть свой вступительный взнос. За семь дней можно просмотреть договор, обратиться при необходимости к юристам или прийти в салон, пообщаться с консультантами, прояснить все аспекты – вплоть до того, что вы сядете вдвоем и вычитаете настоящий договор слово в слово.

– Почему же тогда консультанты не объясняют клиентам все сразу? Почему для этого нужно сначала подписать договор?

– Когда вы что-то покупаете, вы, как правило, собственноручно выстраиваете процесс покупки. Вы интересуетесь определенными аспектами, на которых останавливается ваше внимание. Вы спрашиваете, и консультанты вам отвечают. Например, клиент задает вопрос по тому же договору. Потому что даже для того, чтобы клиент его подписал, ему нужен, как минимум, этот договор дать в руки. Контракт большой, и всю информацию, которая интересует клиента, ему предоставляют беспрепятственно.

– Консультанты обещают клиентам, что автомобиль будет у них в течение двух- трех месяцев. Но они не объясняют клиенту, что эти два-три месяца наступают с того момента, когда ему назначат автомобиль. О торгах и баллах не идет речь вообще.

– А кто-то спрашивает? Или, может, клиент, подписывает все эти страницы, даже не посмотрев, о чем там идет речь.

– Когда человек идет за кредитом, он вряд ли подозревает о каких-то торгах и системах баллов. Почему ему сразу о них не рассказывают?
– Есть название “CarCredit”, назовем это брендом. Разных названий может быть очень много, но никто не говорил, не говорит, и не будет говорить, что это кредит. Потому что, это не кредит. И продавцы-консультанты прекрасно об этом знают. От слова кредит они отходят максимально. Невозможно поверить, что человек, который платит деньги, не интересуется дальнейшей судьбой своих средств.

– В вашей рекламе идет речь о том, что для того, чтобы оформить контракт, клиент должен предоставить фирме минимум документов – паспорт и код. Уже в контракте отмечено, что после того, как клиенту распределяется машина, он должен предоставить справку о состоянии здоровья, о доходах, договор- поручительство и залог. И если он не предоставит настоящих документов, это приведет к отказу в выдаче автомобиля. Почему об этом пакете документов не предупреждают сразу?

– Действительно, для подписания договора нам достаточно только паспорта, кода и вступительного взноса от клиента. Но мы тоже хотим иметь какие-то гарантии того, что клиент заплатит деньги. Человек получает машину, но остается еще определенное количество взносов, которые он должен выплатить за автомобиль. От лица, которое получило автомобиль и перестало за него платить, будут зависеть все другие участники системы. Но мы идем навстречу клиентам – для того, чтобы получить автомобиль после ассигнации, вы можете передать свой контракт кому-либо и получить автомобиль на его справку о доходах.

– Как долго существует на территории Украины эта система?

– Мы работаем в Украине с 2003 года. Относительно Кременчуга, то здесь мы начали работу в декабре 2004 года.

– Сколько автомобилей за это время вы выдали своим клиентам?

– Вообще клиенты системы получили 589 автомобилей, из них 302 – за 11 месяцев 2006 года. За два года работы в Кременчуге мы выдали своим клиентам 45 машин.

От редакции: Сколько кременчужан в настоящий момент являются клиентами этой системы нам не сообщили, назвав эти данные коммерческой тайной. В городе по подобным схемам действует несколько фирм. Они предлагают своим клиентам широкий спектр товаров – от холодильников и автомобилей до квартир.

Сообщает “http://www.bank-ua.com”
со ссылкой на “Кременчуг OnLine”

Редактор: