Банкиры сменили фаворитов. Усложнение ипотечных процедур спровоцировало рост автокредитования

Повальное упрощение условий автокредитования привело к новым рекордам: на протяжении июня–июля банки выдавали автомобилистам на 25–30% займов больше, чем в предыдущие месяцы. И это еще не предел, водителям обещают очередной пересмотр условий кредитования и новые акции, что спровоцирует дальнейший рост объемов кредитов, выдаваемых под покупку машин.

Взяли гибкостью

Банкирам удалось абстрагироваться от проблем, которыми жил автомобильный рынок на протяжении последних месяцев. В то время как дилеры летом стали сбавлять обороты по своим продажам легковушек (по данным компании Autoconsulting, в июле продажи уменьшились на 11%), финансисты наращивали объемы кредитования автомобилистов. «Спрос на автокредиты растет, причем весьма существенно. Если в апреле наш банк выдавал в среднем по всей сети отделений порядка 150 автокредитов в день, то в июле — уже 200», — рассказал «ДС» заместитель директора департамента розничных продуктов и маркетинга банка «Аваль» Евгений Демянов. Эту противоречивость объясняют мощной атакой финансистов на авторынок. «С начала года продажи автомобилей в кредит составляли 47% от общего количества реализованных машин. В летние месяцы этот показатель вырос до 57%», — сообщила «ДС» начальник отдела маркетинга дистрибьюторской компании «УкрАвтоЗАЗ-Сервис» Юлия Птицына.

Повышение спроса на автокредиты стимулировалось двумя основными уступками, на которые шли финансисты в последние месяцы — существенное удлинение сроков кредитования и уменьшение первоначального взноса. «Наш банк увеличил срок кредитования при покупке иномарок до семи лет (до сих пор нормой для рынка было пять лет. — «ДС» ), при этом клиент может оплатить своими средствами лишь 10% стоимости авто. Мы также кредитуем и без первоначального взноса, но только сроком до шести лет», — отметил г-н Демянов. Банкиры уверены, что ранее существовавшие требования были основными сдерживающими факторами при получении займов — чаще всего на автокредиты претендуют покупатели недорогих авто, которые стараются как можно меньше изначально заплатить своими средствами за машину.

Крайне редкими этим летом были случаи снижения цен на автомобильные займы, на них шли лишь финучреждения, привлекающие средства из-за рубежа. Из-за дефицита ресурса, который наблюдался в банковской системе в последние несколько месяцев, автокредиты в среднем по рынку наоборот подорожали на 0,5–1% годовых, до 12–14% (их оформляли преимущественно в инвалюте). «Полагаю, ставки до конца года продолжат расти в зависимости от цен на ресурсном рынке», — спрогнозировала развитие ситуации директор департамента розничного бизнеса банка «Хрещатик» Марина Нестеровская.

РЕКЛАМА

Льгот станет больше

Чтобы поддерживать устойчивый спрос на автокредиты, финансисты собираются в ближайшие месяцы сделать водителям новые предложения. С одной стороны, они хотят максимально покрыть данный рынок, с другой — сделать автокредитование приоритетным. «После того как в этом году усложнилась процедура ипотечного кредитования (после изменения законодательства семьи с малолетними детьми для оформления займа должны предоставлять разрешение опекунских советов на передачу жилья в залог), а также после скандалов, связанных с аферами в сфере жилищного строительства, некоторые финучреждения стали постепенно уменьшать свое присутствие на рынке недвижимости. Разумеется, официально от ипотеки никто не отказывался, просто условия кредитования жилья упрощали все реже, чтобы какое-то время не привлекать к этому продукту внимания клиентов, при этом ставка делалась на автомобили. Кредитование последних продвигалось значительно активнее», — пояснил «ДС» зампред одного из столичных банков.

Автомобильные программы финучреждений будут пересматриваться, чтобы максимально уменьшить затраты автолюбителей при оформлении займов, а также предложить гибкие условия их погашения. «Банки готовы рисковать и идти на уступки. Например, мы планируем разработать новый продукт, предполагающий выплаты в течение трех лет с момента оформления займа лишь процентов по нему. Тело кредита может гаситься по истечении этого периода, после продажи машины (данный продукт рассчитан на клиентов, которые имеют такие планы в будущем)», — сообщила «ДС» начальник отдела розничного кредитования ВАТ «Укрэксимбанк» Татьяна Коннорова. Также финансисты станут активнее, чем когда бы то ни было кредитовать сопутствующие затраты водителей (приобретение страховки, регистрацию авто и т. д.). Они начнут постепенно отходить от практики выдачи целевых кредитов на подобные нужды. «При оформлении автокредита клиенту будет автоматически предлагаться кредитная карта с определенным лимитом, средства с которой он сможет тратить на свое усмотрение, не отчитываясь перед банком», — отметила в разговоре с «ДС» г-жа Нестеровская.

Одновременно финучреждения собираются осваивать новые ниши на автомобильном рынке. «Украина имеет выгодное положение для осуществления грузоперевозок, а потому, полагаю, постепенно будет расти спрос на грузовые машины. В свою очередь банки станут предлагать соответствующие кредитные программы, которых сегодня крайне мало — этот рынок не развит», — уточнил «ДС» начальник казначейства банка «Киев» Алексей Козырев. Постепенное развитие автопрограмм и продуктового ряда банков, по подсчетам финансистов, позволит им к концу года показать высокие результаты. «Согласно пессимистическому сценарию объемы автокредитования к концу 2006 года могут вырасти на 15% (в сравнении с прошлым годом), по оптимистическому — на 35%. Полагаю, что уже, начиная с 2007 года, темпы наращивания объемов автокредитования будут постепенно уменьшаться — до уровня 7–12% в год», — спрогнозировал г-н Козырев.

Автор – Елена Лысенко
Источник – http://dsnews.com.ua

Редактор: